Мировыми экспертами определены главные приоритеты Lesson Study

Международные эксперты в области образования, зарубежные ученые и более 500 преподавателей со всех регионов страны обсудили передовой метод обучения Lesson Study в рамках І Национальной конференции «Исследование урока: от рефлексивной практики к устойчивому лидерству».

В масштабном мероприятии, организованном Центром педагогического мастерства NIS, приняли участие вице-министр просвещения РК Айбат Ильясов, председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ануар Жангозин, комиссар Глобальной комиссии Азии по образованию Куляш Шамшидинова, президент Всемирной Ассоциации Исследования урока Кэтрин Льюис (США).

Открывая конференцию, вице-министр просвещения РК Айбат Ильясов отметил, что обучение улучшается, когда оно основано на размышлении, анализе и рефлексии учителя, организовано вокруг научных идей и результатов исследования.

– Школьный урок – самый достоверный источник информации о профессиональных навыках учителя. Их сложно измерить, но они очень важны в работе педагога. Сюда входят навыки межличностного отношения, отношения к детям, к своей работе и многое другое. Профессиональное развитие учителей, основанное на исследованиях урока и собственной практики, обладает особыми преимуществами, поэтому оно обеспечивает учителя доказательствами того, как он может оценить свое преподавание. Это вселяет уверенность в том, что вы движетесь в верном направлении, – подчеркнул Айбат Ильясов.

В рамках конференции представители сферы образования проанализировали и оценили эффективность метода Lesson Study, который используется в Казахстане с 2012 года. Применение этого подхода позволяет учителям совместно планировать урок, наблюдать за его ходом, а затем обсуждать результаты с целью дальнейшего улучшения. В процессе совместного планирования, наблюдения и анализа педагоги формируют представление об обучении. Lesson Study помогает совершенствоваться как начинающим, так и опытным учителям.

В своем приветственном слове председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Ануар Жангозин рассказал, что на сегодняшний день практически для каждой школы подготовлен тренерский состав, который обучает данной методике.

– Сегодня спрос на образование очень высок. Особенно важно удовлетворить запросы родителей и учеников, воспитать подрастающее поколение, способное внести вклад в науку. Сегодня наиболее благоприятное время для того, чтобы направить школьные исследования в пользу учительской профессии. Но для этого школьные исследования должны стать продолжительными, системными и инклюзивными. Один из таких методов – Lesson Study. И результат десятилетней системной работы NIS с казахстанскими учителями не может не радовать.

В 2015 году NIS стал членом экспертного совета Всемирной Ассоциации Исследования урока (WALS) и получил официальное признание за комплексную работу в направлении внедрения метода Lesson Study в систему образования страны. Казахстан участвовал в мировых исследованиях вместе с международными учеными и экспертами, и имел возможность представить достижения, полученные методом Lesson Study.

В режиме онлайн президент World Association of Lesson Studies Кэтрин Льюис рассказала о достижениях страны по внедрению метода.

– Исследование урока – это общепринятое понятие, которое на первый взгляд кажется довольно простым. Что может быть более очевидным для улучшения преподавания, чем работа учителей с другими учителями над изучением содержания, совместного планирования обучения и того, как ученики усваивают предмет, – отметила Кэтрин Льюис.

Заслуженный учитель Казахстана, комиссар Глобальной комиссии Азии по образованию Куляш Шамшидинова в своем выступлении привела слова канадского профессора Майкла Фуллана: «для современного учителя важно обязательное исследование».

– Lesson Study – это исследование собственной практики для ее улучшения, это методика совместной работы учителей, это понимание проблем в классе, в школе, в параллели и умение вместе с командой их исследовать и найти пути решения. Это сплачивает команду и позволяет коллективно ответить за качество образовательных услуг, которые мы предлагаем сегодня детям в школах. Так как Lesson Study нацелен на ученика, у учителей есть возможность вести индивидуальную работу с каждым ребенком, – подчеркнула Куляш Шамшидинова.

В панельных сессиях и секционных заседаниях I Национальной конференции приняли участие зарубежные спикеры: старший исследователь Национального института образовательной политики Тошиа Чичибу (Япония), старший преподаватель Института подготовки учителей Хасна Абдула (Малайзия), эксперт в области образования Роберт Дуглас Сим (Шотландия) поделились передовыми технологиями в сфере образования.

Так, старший исследователь Национального института образовательной политики Тошиа Чичибу в своем докладе «Как углубить рефлексию в Исследовании урока» привел статистические данные, согласно которым этот метод внедряют почти все школы Казахстана.

По информации из проведенного им исследования, частота проведения встреч Lesson Study варьируется от раза в неделю (19% школ), до одного-двух раз в месяц (50%) и нескольких раз в год (28%). Исследование урока в первую очередь влияет на коллективное отражение в профессиональном капитале, а школы, реализующие Lesson Study, имеют более высокий капитал.

– Анализ данных показал, что капитал для принятия решений, социальный и человеческий капитал взаимосвязаны друг с другом и положительно коррелируют с исследованием урока. Lesson Study влияет на коллективную рефлексию в первую очередь, и существует множество методов Lesson Study, которые могут ее улучшить. Чтобы углубить рефлексию, необходимо получить представление о «подводном мире», например, о предмете или обучении студентов, – подчеркнул Тошиа Чичибу.

Опытом Исследования урока в школах Шотландии в своем докладе поделился эксперт в области образования Роберт Дуглас Сим. По его мнению, так как интерес педагогического сообщества к Lesson Study довольно высок, чтобы метод получил большее распространение и развитие, важна поддержка государства.

К примеру, в Шотландии существует собственное правительство, ответственное за обучение. Кроме того, внедряется финансирование по принципу равенства учащихся: программа Attainment Challenge выделяет средства школам в неблагополучных районах для повышения успеваемости учеников.

В ходе дискуссий конференции были затронуты и такие вопросы, как работа исследовательских сообществ, первые шаги в исследовательской практике будущего учителя, исследования в детском саду и то, как исследование урока меняет ученика и школьную культуру в целом.

Национальная конференция станет первым шагом в подготовке к событию международного уровня: в следующем году в столице пройдет международная конференция WALS-2024 с участием экспертного совета Всемирной Ассоциации Исследования урока, для эффективной работы и внедрения новых методов преподавания в школах страны. Масштабное мероприятие так же проведет Центр педагогического мастерства NIS.