Балалардың болашағы: ертең табысты болу үшін бүгін не істеу керек

Әрбір адам ең алдымен өзінің және балаларының болашағын ойлайды. Бұл – қалыпты жағдай. Бүгін сіздермен балаларымыз ертең табысты болу үшін не істеу керек деген сұрақтың айналасында ой бөліскім келеді.

Біз жылдам өзгеріп жатқан әрі құбылмалы, болашақты болжау қиын заманда өмір сүріп жатырмыз.

Өзгерістер қазіргі әлемнің тұрақты сипатына  айналды. Олардың  кейбіріне біз дайынбыз. Мысалы,  тұрғылықты жер, пәтер, жұмыс орнын ауыстыру; ұйымның құрылымы мен оның қызмет стратегиясын қайта қарастыру сияқты оң тәжірибелердің арқасында өмірімізге өзгерістер енгізуге бейімделдік.

Алайда халықтың көшіп-қонуы, технологияларды жаппай қолдануы, электронды валюта, індеттің жаңа түрлерінің пайда болуы, еңбек нарығы мен мамандықтардың ауысуы сияқты жаңа тұрпатты өзгерістер бізге аса күрделі немесе шешілуі қиын түйткілді дүние болып көрінеді. Өмірімізді күрделендіріп, көңілді күпті ететін мұндай іргелі өзгерістер алдағы күнді болжауымызды қиындатса да, оларға бейімделуге тура келеді.

Біздің балаларымызға мансап жолы мен болашағын жоспарлау, мамандық таңдау қиынырақ болады. 

Мен бүгін еңбек нарығында орын алған өзгерістер, жұмыс берушілер арасында сұранысқа ие мамандықтар жайында, сонымен қатар балаларды болашақ мамандық, жұмыс және мансап таңдауға дайындауда білім беру ісінің маңызы жайлы сөз қозғағым келеді.

Сегодня я хотела поделиться мыслями об изменениях, происходящих на рынке труда, о профессиях, востребованных, являющихся важными для работодателей, о роли образования в подготовке детей к будущему с точки зрения выбора профессии, работы, карьеры.

С развитием науки, технического прогресса многие профессии перестают быть актуальными. Появляются новые профессии, которые становятся востребованными.

Но значительные изменения на политической и экономической аренах с начала 20 века, скорость данных изменений, рост взаимозависимости стран и международной миграции, стремительное развитие технологий привели к тому, что изменения на рынке труда стали постоянными.

Вероятнее всего, этот процесс будет длиться вечно, пока продолжается история человечества. В наше время, когда мир сталкивается с глобальными вызовами (экономический кризис, геополитические события, пандемия, санкционные процессы, эволюция социальных сетей и др.) скоротечность этого процесса усиливается еще больше.

Немаловажное значение имеют ценности, которые подвергаются трансформации по мере развития общества. Так, если до 60-х годов прошлого века ценились трудолюбие, вера в будущее, ответственность, уважение, то к началу 21 века приоритетными среди молодежи стали прагматизм, надежда на себя, персональная свобода. Нынешнее поколение учеников ценит благополучие, самостоятельность в принятии решения и задается вопросом, что им может дать образование в будущем, отрицает иерархию в обществе. А к 2025 году, по прогнозу экспертов, наиболее актуальными будут присутствие искусственного интеллекта в жизни, нематериальное потребление, открытость и толерантность.

Безусловно, обществу, сохраняя традиционные ценности, на которых развивалось старшее поколение, необходимо воспитывать те ценности, которые мы хотим видеть в молодом поколении в соответствии с видением будущего, помочь им в формировании собственных ценностей и позитивного облика развития человечества.

Происходящие на рынке труда изменения, связанные с цифровизацией, роботизацией, как раз подтверждают трансформационные процессы в обществе с точки зрения ценностной составляющей развития.

Технологии, с одной стороны, помогают быть человеку более эффективным. К примеру, такие обычные цифровые инструменты, как Google-календарь или заметки, Trello и любые другие органайзеры, помогают оптимально и эффективно управлять своим временем и рабочими задачами. Умные часы, которые будят в правильную фазу сна, помогают быть весь день бодрым и энергичным, а умные бытовые устройства освобождают время для саморазвития, хобби и общения с близкими (Рынок труда Казахстана, 2022).

С другой стороны, стремительно развивающиеся процессы автоматизации привели к росту несоответствий между предлагаемыми и требуемыми на рынке труда уровнями квалификаций. (М.Балог, С.Демидова, В.Троян, 2021, Е.Козлова. 2020, О.Винокурова, 2022).

Доля несоответствия в отдельных странах колеблется от 30 до 90%, в странах с более низким уровнем развития и образования и более высоким уровнем самозанятости и неформальной занятости этот показатель наиболее высок (Международная конференция труда, 2021).

Поэтому совершенно понятно желание каждого, кто планирует освоить какую-либо профессию, попытаться заглянуть в будущее и представить, как через 10-15 лет будут востребованы на рынке труда специалисты выбранной отрасли, и не придет ли им на смену полностью автоматическая система?

К примеру, еще несколько лет назад в коробке конфет мы могли найти листочек с номером фасовщика, который укладывал продукт, но сейчас профессия фасовщика – одна из многих, где роботизированные системы вытеснили человека (https://www.kp.ru/best/msk/future/, 2022).

Глобализация и технический прогресс создают новые возможности на пути к процветанию человечества, но в то же время меняют привычную организацию труда, обеспечивают изменения на рынке труда, а это ведет к росту неопределенности и непредсказуемости,  порождает состояние  тревожности, сложности выбора и  планирования  человеком своего будущего.  

По мнению экспертов,  к 2025 году роботизация вытеснит 85 млн. рабочих мест,  революция в робототехнике создаст 97 млн. новых рабочих мест,  43% компаний будут сокращать свою рабочую силу вследствие внедрения технологий, 77% людей будут переучиваться и менять профессию, 47% сегодняшних профессий исчезнут, а  роботы  будут выполнять половину всей рутинной работы уже через 15-20 лет (Будущее рабочих мест, 2020, https://hightech.fm/2017/11/02/polehin-riwhttps://hr-portal.ru/article/chemu-i-kak-nuzhno-uchitsya-segodnya-chtoby-byt-vostrebovannym-zavtra, McKinsey&Company. A Future That Works: Automation, Employment, and Productivity).

По оценке Deloitte, около 39% специалистов на рынке юридических услуг могут быть заменены решениями на базе искусственного интеллекта в ближайшие 20 лет,  по прогнозу  Cognitive Technologies к 2030 году плотность беспилотных машин на дорогах крупных городов достигнет 87%, при этом практически отпадет необходимость в услугах такси (https://hr-portal.ru/article/chemu-i-kak-nuzhno-uchitsya-segodnya-chtoby-byt-vostrebovannym-zavtrahttps://hightech.fm/2017/11/02/polehin-riw).

Согласно доклада Рынок труда Казахстана, 2022 высокому риску автоматизации в нашей стране подвержены 22 % групп занятий, по которым работает 587 тыс. человек, или 7 % занятых, в деятельности которых доля рутинных задач превышает 70 % (Рынок труда Казахстана, 2022)

Несмотря на то, что многих работников сегодня можно заменить роботами, их труд пока все еще дешевле, чем приобретение самих роботов, при том, что   76 % роботов в мире сконцентрированы только в пяти странах: Китай (44 %), Япония (10 %), США (8 %), Южная Корея (8 %) и Германия (6 %) (Рынок труда Казахстана, 2022).

При этом есть отдельные профессии-садовник, сантехник, поставщик услуг по уходу за детьми и престарелыми, которые  к 2030 году будут мало автоматизированы, потому что их сложно переложить на алгоритмы, и это делает автоматизацию малопривлекательной  (https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages).

По мнению Натальи Емелиной (научный сотрудник лаборатории исследований рынка труда, ВШЭ) профессии с высоким уровнем эмпатии, такие как учитель, воспитатель, няня, также никогда не будут заменены на роботов.

Следовательно, никакие профессии сегодня не гарантируют пожизненной востребованности. По прогнозу World Economic Forum, 65% нынешних учащихся начальной школы предстоит трудиться по специальностям, которых пока попросту не существует.

Поэтому на пороге поступления в вуз учащимся сложно понять, какие специалисты будут востребованы через 5-6 лет, и это сильно затрудняет выбор будущей профессии.

Так, 7-8 лет назад выпускники вузов вряд ли могли представить, что захотят стать девопсами (разработка и эксплуатация программного обеспечения), в 2021 году DevOps-специалистов искали 53% компаний (Н.Клестов, 2022).

В 2005 году аналитики заявляли, что через 10 лет в топ востребованных войдут специалист в области нанотехнологий и космический работник, прошло 15 лет, но на сайтах по поиску работы такие вакансии по-прежнему отсутствуют (Э.Соколова, 2020).

При этом, еще в начале 2020 года никто и представить не мог, что через полгода, в разгар пандемии по всему миру, самым востребованным специалистом, который потеснит айтишников, консультантов и финансистов, станет дипломированная медицинская сестра (В.Кусковский, 2022).

В итоге, что мы сегодня наблюдаем на рынке труда:

– Ускорение автоматизации бизнеса и цифровизации рабочих мест; 

– Увеличение доли удалённых работников;

– Появление формата гибридного офиса;

– Рост спроса на специалистов в цифровом сегменте, в сфере информационной безопасности, медицине, логистике, фармацевтике;

– Высокую конкуренцию среди работодателей на специалистов, обладающих нужными навыками;

– Нехватку молодых специалистов в продажах, владеющих навыками консультирования клиентов по качеству товаров и их использованию;

– Активное развитие сферы гейм-дизайна и другие. 

Эти изменения на рынке труда приводят к исчезновению одних и появлению других профессий.

Алдағы уақытта қандай мамандықтар қажет болады?

Сарапшылардың зерттеулеріне сүйенер болсақ, 2030 жылға дейін 200-ге жуық жаңа мамандық пайда болады. 20 жылдан кейін жаңадан пайда болған мамандықтарға деген сұраныс 9%-ға дейін артып, кейбір бүгінгі мамандықтар жоғалады (https://www.mckinsey.com/featured-insights/future-of-work/jobs-lost-jobs-gained-what-the-future-of-work-will-mean-for-jobs-skills-and-wages).

Жаңа технологиялардың дамуы жаңа мамандықтарды тудырады. Мысалы, жойылып бара жатқан атбегі мамандығының орнына автокөлік өндірісі мен оған қызмет көрсету саласымен байланысты 20 шақты жаңа мамандық пайда болды. Сондай-ақ роботтарды бағдарламалайтын, сол роботтарды жасайтын, робот құрастыру зауыттарын салумен айналысатын мамандар пайда бола бастады. Бұл жалпы трендке айналды. Осы орайда балаларға ұсынылатын алуан түрлі мүмкіндіктердің саны артуда (В.Недельский. Рынок труда Казахстана, 2022).

Болашақта еңбек нарығында сұранысқа ие болатын салалар туралы болжам 2020 жылы өткен бүкіл әлемдік экономикалық форумда айтылды.

Профессии будущего по данным Всемирного экономического форума, 2020 г. будут касаться следующих 7 направлений:

1. Экономика «ухода» – обеспечение стерильности, транскрипция ДНК, медицинская дозиметрия, лучевая терапия, моделирование и др.;

2. Данные и их анализ – технологии хранения данных, компьютерные сети, веб-разработка, искусственный интеллект и др.;

3. Инженерия и облачные разработки – взаимодействие человека и компьютера, жизненный цикл программного обеспечения, бизнес-менеджмент и др.;

4. «Зелёная» экономика» – сбор газа на свалках, инвентаризация оборудования, Email-маркетинг, стандарты здоровья и безопасности и др.;

5. Люди и культура – лидерство, проектный менеджмент, управление человеческими ресурсами и др.;

6. Разработка продуктов – тестирование программного обеспечения, производственные операции, жизненный цикл программного обеспечения и др.;

7. Продажи, маркетинг и контент – маркетинг продуктов, графический дизайн, цифровой маркетинг и др.

По мнению других экспертов, востребованы будут специальности, связанные с мышлением:  психологи, психиатры, психотерапевты, а в будущем- больше специалисты по когнитивной части – коучи, консультанты по личностному развитию, ведущие различных тренингов, организаторы деловых игр, потому что при создании любого нового конкурентоспособного продукта нужно будет «вовлекать в сложную интеллектуальную работу все большее количество людей», и они должны уметь сотрудничать (https://www.kp.ru/best/msk/future/otsenki-i-prognozy/, 2022).

В медицине будут развиваться  направления, связанные с  разработкой и тестированием специальных персонализированных лекарств, с  продлением жизни, антистарением, в ближайшее время могут появиться специалист по антиэйджингу, генетический консультант, клинический биоинформатик, консультант по здоровой старости (https://www.kp.ru/best/msk/future/otsenki-i-prognozy/, 2022).

Одной из важнейших инфраструктурных отраслей было и остается строительство, которое обеспечивает развитие всей экономики. В ближайшем будущем  в этой области появится до 10 новых профессий,  направленных на рационализацию, энергосбережение, экологичность: проектировщик  инфраструктуры умного дома, экоаналитик  в строительстве, архитектор энергонулевых домов (https://www.kp.ru/best/msk/future/otsenki-i-prognozy/, 2022).

По данным Министерства информации и общественного развития Казахстана 85% профессий казахстанского рынка труда изменится или исчезнет в ближайшие 10 лет. Будут востребованы специалисты в области инжиниринга, IT-технологий, нанотехнологий, логистики, экологии, химии, пищевой промышленности, медицины, развития городов  (https://postupi.kz/news/fakty-i-sobytiya/professii-budushchego-v-kazahstane-top-napravlenij, 2020)

Следовательно, привычная парадигма «выучился – получил профессию — совершенствовал навыки – сделал карьеру» уходит в прошлое. Профессии теряют границы, наступает эра людей-мультипотенциалов, для которых важны:

– Гибкость условий работы (гибрид, удаленка, офис);

– Возможность выбора задач самим сотрудником  (изменение задач внутри роли);

– Многофункциональность, работа на стыке профессий;

– Параллельные работы, проекты (особенно в IT области);

 – Увеличение силы команд и уменьшение роли лидеров.

Поэтому, профессии будущего – это скорее изменение структуры навыков и знаний под влиянием экономики и изменений на рынке труда, а уже потом реальная форма реализации в виде названий специальности или профессии.

Қызметте жетістікке жету үшін hard skills және soft skills кәсіби дағдыларның қажеттілігі артуда (https://externat.foxford.ru/polezno-znat/hard-soft-skills, 2022).

Боинг корпорациясының вице-президенті Рик Стивенстің  пікірінше, «адамдардың бойында қандай да бір нақты дағдының болуы міндетті емес, біз оларды hard skills дағдыларына қарап жұмысқа аламыз, бірақ soft skills дағдылары  жетіспесе, жұмыстан шығарамыз. Себебі олар ең маңызды дағдылар болып табылады» (https://www.bbc.co.uk/bitesize/guides/z3qc9qt/revision/1).

VUCA және BANI моделінің жақтаушылары эмоциялық интеллект пен шығармашылық, сыни тұрғыдан ойлау, жағдайға жылдам бейімделу, бұрын кездеспеген мәселелерді тез шешу, жаңа нәрселерді үйренуге дайын болу және мәселені әр қырынан қарастыру, тайм-менеджмент  сияқты «soft skills»  дағдыларына баса назар аударуды ұсынады. Бұл дағдылар тосын жағдайларға толы заманда өте маңызды. Дәл сол сияқты адамдармен тиімді қарым-қатынас жасау, өз  ойын дәлелді жеткізу, келіссөздер жүргізу және топтаса жұмыс істеуге қабілетті болу   айрықша маңызды (Уоррен Беннис (Warren Bennis) және Берт Нанус (Burt Nanus) Джемейс Кашио (Jamais Cascio).

По данным доклада о мировом развитии (2019) растет спрос на развитые когнитивные и социально-поведенческие навыки, и на сочетания навыков, предопределяющих способность к адаптации.

Так, в Боливии и Кении более 40% работников, работающих на компьютерах, выполняют сложные операции, требующие углубленных навыков программирования. Вместе с тем растет спрос на такие когнитивные навыки более высокого порядка, как логическое мышление, критическое мышление, умение решать комплексные проблемы и умение рассуждать.  Во всех регионах мира эти навыки постоянно называются в числе наиболее ценных с точки зрения работодателя.

Анализ рынков труда в Германии, Дании, Испании, Словакии, Франции, Швейцарии и Южной Африке показывает, что улучшение навыка комплексного решения проблем на одно стандартное отклонение дает прибавку в зарплате на 10-20%.

В Армении и Грузии умение решать проблемы и овладевать новыми навыками увеличивает заработную плату почти на 20%.

В Латинской Америке и странах Карибского бассейна внедрение цифровых технологий повысило значимость когнитивных навыков общего характера и увеличило спрос на работников, обладающих навыками межличностного общения.

Более половины компаний во Вьетнаме, Гондурасе, Камбодже, Лаосской Народно-Демократической Республике, Малайзии, Сальвадоре и на Филиппинах сообщили о нехватке работников, владеющих конкретными социально-поведенческими навыками, например, готовностью полностью отдавать себя работе.  

Қазақстанның 2022 жылғы еңбек нарығына арналған баяндамада елімізде жұмыс орындарының 37%-ы мамандардың жан-жақты білікті болуын талап ететінін атап өткен. Баяндаманың  авторлары болашақта жан-жақты білімді  (техникалық, экономикалық білімі бар, шет тілдерін меңгерген), басқару дағдылары жақсы дамыған, өмір бойы білім алуға дайын, бір қадам алда жүретін және өз өмірін өзі құратын қарекетшіл адамдар табысты болады дейді (А. Уразалиева, 2017, Рынок труда Казахстана, 2022).

Көптеген елдерде жұмыс берушілер жұмысқа қабылдағанда осындай нақты кәсіби білімі мен танымдық дағдылары қалыптасқан,     мінез-құлқы дұрыс,  әлеуметтік ортаға сыйымды адамдарды іздестіреді.

Адамның бейімделе алуы да қажетті қасиеттердің бірі. Бұл дегеніміз – күтпеген жағдайларға дайын болу, ескірген білімнен бас тартып,  қайта оқу, өзгеру және өз ұстанымын нығайта отырып, жағдайға қарай бейімделу,  мәселені шешу жолдарын көрсетіп,  оны іске асыра білу. Алдағы уақытта дәл осы қасиеттер еңбек нарығында талап етілетін болады.

Юваль Хараридің пікірінше, білім ала білу – біздің балаларымызға болашақта көмектесетін құнды қасиет. Болашақта бәсекеге қабілетті болғыңыз келсе, білім алу қажет, сонымен қатар қажетті ақпаратты тауып, біліміңізді үнемі жаңартып,  жаңа дағдыларды игеріп отыру керек (Т. Ворона, 2021).

Болашақ бұлыңғыр болған сайын білім беру саласына артылар жауапкершілік те ұлғая түседі. Мектепте берілетін білім – адам өмірінің тек бір баспалдағы.  Ол білім алуды және жаңа жағдайларға бейімделуді үйретуі  керек.

Бұрынғы индустриалды дәуірде өмірінде бір рет кәсіби білім алып, үйреншікті тапсырмаларды бұлжытпай орындайтын, мойынсұнғыш жұмыскерлер қажет болды. Ал қазіргі тұрақсыз заманда өмір сүру үшін белгісіз және құбылмалы жағдайларда көптеген жаңа проблемаларды  шешуге тура келеді (Brookings 2017; Hannon 2017; Поддъяков 2014 и др.,  М. Добрякова, И. Фрумин, 2020).

Еңбек нарығының болашағы туралы таусылмайтын даулар мен оның сипатына қатысты қарама-қайшы пікірлерге қарамастан, балаларды белгісіз және өзгермелі ортаға білім беру жүйелері, ата-ана, қоғам дайындау керек екені анық (https://www.varkeyfoundation.org/what-we-do/research/g20/education-the-future-of-the-labour-market-and-youth-skills., 2021).

Дей тұрғанмен, жоғарыда аталған дағдыларды білім беру бағдарламаларына тек санаулы мемлекеттер ғана енгізген. (https://www2.deloitte.com/xe/en/insights/industry/public-sector/government-trends/2022/future-government-workforce-development.html).

Демек, мектеп, қоғам, ата-ана алдында балаларымызды қазіргі тұрақсыз әлемде өмір сүруге үйрету және 10-15 жылдан кейін оларға пайдалы болатын дағдыларды дамыту сияқты күрделі міндеттер тұр.

Біз  адамзат дамуының осы бір кезеңінде алдымыздан көлденеңінен тартылған сұрақтарға   қалай жауап беріп отырмыз, қалай жауап береміз? Өткенімізді айта береміз бе, әлде болашақтың тегеурініне қарата барымызды жоғалтпай икемделеміз бе!?

Сондықтан білім саласы туралы ойын айтатын сарапшылар да, баласының болашағын ойлаған ата-ана да, шешім қабылдап отырған басшылық та, ұстаздар да әр айтылған пікіріне, ұсынысына, шешіміне үлкен жауапкершілікпен қарауы керек. Себебі бұның барлығы үкілеген үмітіміз балаларымыз үшін жасалатынын барлығыңыз да өте жақсы түсінесіздер.

В условиях высокой степени неопределенности содержание школьного образования должно в равной степени формировать как академические знания, так и развивать навыки, позволяющие выпускникам адаптироваться к вызовам быстро меняющегося мира и учиться на протяжении всей жизни.

Если сказать очень просто, то мы родители, общество, школы обучая, развивая творчество наших детей, должны поставить их на рельсы постоянного развития.

Поэтому содержание NIS-Programme направлено на всестороннее раскрытие способностей и потенциала каждого ученика, а углубленное изучение предметов естественно-математического направления является основой для развития интеллектуального потенциала личности. 

На необходимость глубокого обучения (deep learning) акцентирует внимание автор бестселлеров «Суперстудент», «Супермозг», выпускник Норвежского института бизнеса, Оксфорда и Беркли Улаф Шеве. Он считает, что для углубленного изучения недостаточно владеть лишь знаниями и фактами, а необходимо уметь объяснять, резюмировать, анализировать и использовать эти знания в новых контекстах и ситуациях. 

Поэтому содержание NIS-Programme включает темы и цели обучения, направленные на развитие целого спектра прикладных знаний и навыков.

1. Эпистемологические знания, позволяющие учащимся полученную информацию интегрировать с реальным миром, мыслить и познавать мир с точки зрения экспертов-практиков.

2. Исследовательские навыки, способствующие развитию системного и инженерного мышления.

Особенно важно развитие исследовательских навыков на языковых предметах через работу с различными источниками информации, ее анализ и систематизацию, проведение обзоров, выдвижение и обоснование собственных идей, представление идей в виде четко структурированного, логически упорядоченного текста, работу с таблицами, графиками, диаграммами, схемами, парафраз и цитирование. Читая тексты на различные темы, в том числе научные и научно-популярные, учащиеся учатся прогнозировать информацию, ставить гипотезы, аргументировать, анализировать и описывать опыты и эксперименты, делать выводы.

3. Умение ориентироваться в информационных потоках

Почти 70% молодых людей в мире сейчас имеют доступ к Интернету, причем многие используют доступные платформы в качестве основного источника новостей и информации о том, что происходит в мире. В таком большом информационном пространстве учащимся необходимо быть информационно грамотными.

Поэтому в NIS-Programme включен ряд целей обучения для развития навыков ориентирования в современных потоках информации, проверки  ее источников, умения отличать факты от вымысла, не поддаваться эмоциональной риторике.

4.Цифровые навыки и интеграция знаний

Цифровой мир предоставляет возможность не только получить доступ к огромным объемам данных, но и меняет информационное поведение пользователей в повседневной жизни. Растёт необходимость формирования цифровой грамотности, грамотности работы с данными, грамотности в области программирования и кодирования.

Понимая это, в NIS-Programme уделяется особое внимание развитию цифровых навыков не только в рамках профильных предметов, таких как ИКТ, информатика и программирование, но и в рамках других дисциплин и элективных курсов.

Особенно важно в рамках изучения языковых дисциплин умение учится «использованию мультимедийных компонентов (изображения, музыка, звук) для иллюстрирования ключевых моментов и поддержки аргументов». Поэтому мы предлагаем предмет по выбору в старшей школе «Графика и проектирование» и элективные курсы по различным предметам, такие как «Создание динамических веб-сайтов средствами PHP и MySQL», «Разработчик мобильных предложений», «Компьютерное моделирование биологических систем», которые направлены на развитие у учащихся цифровых и прикладных компетенций.

Для углубления академических знаний и развития навыков в поддержку образовательной программы реализуются элективные курсы, техническое и художественное творчество, робототехника, спортивные секции.

В школах и в дальнейшем будем совершенствовать пространства «NIS Engineering», являющиеся уникальной сетью STEAM-лабораторий, где школьникам представлена возможность развивать навыки 3d - моделирования и прототипирования, дизайна и инженерной графики, заниматься робототехникой и мехатроникой, осваивать навыки презентации своего проекта и ораторского искусства, навыки работы в команде.

Таким образом, на быстро меняющемся динамичном рынке труда, когда возникают новые и сложные отрасли и профессии, весьма важным становится не только обладание большим запасом знаний, но и умение анализировать, синтезировать и интегрировать их в единую систему.

Это лишь некоторые аспекты образовательной программы, связанные с развитием как твердых (Hard skills), так и гибких (Soft skills) навыков, которые влияют на профессиональное предопределение наших учащихся.

Часто ученые и лидеры образования задумываются, какие факторы срабатывают, когда люди с высоким интеллектом терпят неудачу, а обладатели относительно скромного IQ оказываются, как ни странно, успешными?

По мнению экспертов причина чаще всего в так называемом эмоциональном интеллекте, который включает в себя самоконтроль, инициативность, настойчивость и способность к самомотивации. Дэниел Гоулман более 25 лет назад говорил: «Этим навыкам детей можно научить, подарив им тем самым возможность эффективнее распорядиться интеллектуальным потенциалом, который им достался в генетической лотерее».

По мнению многих руководителей успешных компаний именно социально-эмоциональные компетенции помогут добиться личного и корпоративного успеха в будущем.

Важно иметь способность идентифицировать и контролировать свои эмоции и свою мотивацию при принятии решений, узнавать свои слабые и сильные стороны, определять свои цели и жизненные ценности, учитывать чувства других людей и сопереживать им.  На этом строится способность выстраивать отношения с людьми.  Обучение всем этим компетенциям – ключ к успеху нынешних детей в будущем.

Понятно, что эти навыки не формируются сами по себе, они развиваются прежде всего в семье, так как молодые люди склонны разделять ценности своих родителей по основным вопросам жизни, а также обращаться к ним за советом по наиболее важным вопросам (M. Rutter, 2000). 

Данные навыки мы развиваем также через учебные программы по предметам и процесс обучения.  

Например, языковые дисциплины формируют и развивают навык ведения диалога по общественно-значимым проблемам, аргументируя свою точку зрения.

На уроках искусства учащиеся учатся слушать произведения национальной музыки и музыку других мировых культур, выражать свои чувства и эмоции через различные виды деятельности», что способствует развитию эмоциональной стабильности и эмпатии.

Через содержание всех предметов развиваются такие навыки как, сотрудничество, социальная ответственность, лидерство, адаптивность и гибкость, самосознание, настойчивость и стойкость, которые реализуются в процессе активного обучения учащихся.

Мы реализуем комплекс программ, направленных на благополучие учащихся в целом: Крепкая семья, Превенция аутодеструктивного поведения, Снижение предэкзаменационного стресса и другие.

С этого года мы начали внедрение цикла занятий, направленных именно на развитие социально-эмоциональных навыков учащихся.  

Так, в 7 классах курс личностного развития «Быть собой и взаимодействовать с другими» включает темы по развитию самостоятельности, личной ответственности за свои поступки, навыков решения проблем и адаптивного поведения.  

Для учащихся 8 классов проводится курс «Быть внимательными друг к другу», направленный на развитие наблюдательности, эмпатии, понимания чувств своих и окружающих, самопомощи и саморегуляции. Мы надеемся, что эти занятия будут способствовать детям, справляться с трудными ситуациями, научать их быть внимательными друг-другу, успешнее решать конфликтные ситуации в своей жизни, быть готовыми прийти на помощь к людям оказавшимся в трудной жизненной ситуации.   Примером являются проекты, представленные нашими учащимися на одной из секций международной конференции: «Что беспокоит современных подростков: путь создания поддерживающего сообщества «Nomadteens» Астана, МБ, «О создании телеграм-бота «NIS KOMEK», который помогает ученикам  школы», Шымкент ФМН, «О сообществе взаимопомощи учащихся» Талдыкорган. Мы получили много положительных отзывов об этих инициативах детей от экспертов.

В 9 классах планируется проведение курса личностного развития «Забота о себе и других» для формирования зрелости через безопасное поведение, осознанный выбор и конструктивные коммуникации.

В 10 классах будет введен курс «Мой выбор», направленный на усиление мотивации к развитию (выбору, достижениям), создание новых стратегий поведения.

В 11 классах учащимся будет предложен курс личностного развития «Мои перспективы» для понимания учащимися своих сильных сторон, осмыслению компетенций и областей развития, помощи в уточнении жизненных целей, перспектив и выборов.

В 12 классах будет внедрен курс «Устойчивый Я в непредсказуемом мире», направленный на развитие просоциального поведения, идентичности и жизненных ценностей. 

Кроме того, реализуются профориентационные программы «Психотехнология успеха: мои планы на 5 лет» в 11 классах, «Управление будущим: как легко и быстро адаптироваться к изменениям» в 12 классах, на которых учащиеся получают навыки, необходимые для достижения целей, быстрой адаптации к изменениями, построения продуктивных взаимоотношений с окружением.

Следовательно, именно через организацию образовательного процесса мы пытаемся подготовить детей к жизни в условиях неопределенного будущего, сделать их более устойчивыми и адаптированными тперед изменениям быстроменяющегося рынка труда.

Понимая, что дети учатся, наблюдая за взрослыми, мы должны активнее вовлекать родителей в деятельность школы, особенно, для понимания концепции подготовки детей к жизни в изменяющемся мире.

Согласно многочисленным исследованиям, поддержка родителей во время выбора будущей профессии способна повысить эффективность и положительный ожидаемый результат карьеры в будущем (Buday et al., 2012, Lent et al., 2000, Nugent). и др., 2015; Райс и др., 2013).

Поддержка семьи является более значимой и полезной при принятии решений о будущей работе, карьере по сравнению с поддержкой, исходящей от учителей и друзей (Cridge and Cridge, 2015, Milward et al., 2006, Nugent et al., 2015, Sahin и др., 2015 г., Уайт и Харрисон, 2012 г.).

Мы в прошлом году впервые провели встречу с молодыми родителями из разных школ, на которой, как равные партнеры, обсудили различные  вопросы образования детей.

В этом году состоялась встреча «Будущее направление деятельности: как помочь детям определиться». На встрече  разбирались кейсы, представленные самими родителями, связанные с выбором профессии с участием экспертов и других родителей. По итогам цикла встреч все материалы будут переданы Интеллектуальным школам для организации подобных встреч.  

Кез келген білім мен дағды жаңадан шыққан телефон сияқты тез ескіретінін және үнемі жаңартуды талап ететінін ешкімге түсіндірудің қажеті жоқ деп ойлаймын.

Сондықтан үздіксіз білім алу әр адамның өмір сүру салтына айналуда. Қоғамда адамның жаңа білім алып, тың дағдыларды  қалыптастыруына, өмірде және мансаптық жолында алға жылжуына мүмкіндік беретін экожүйе қалыптасуда. 

Балаларымыз өмірінде бірнеше мамандықты ауыстыруға мәжбүр болуы мүмкін және көптеген сарапшылардың пікірінше, болашақта:

– жасанды интеллектің қолынан келмейтін  қабілеттері дамыған;
 – машиналарды жетілдіріп, олардың жұмысын ұйымдастыра алатын;
 – мақсат қоя білетін, яғни белгілі бір мәселені не үшін шешу керектігін түсінетін;
 – жұмыла атқарылатын жұмысты ұйымдастыру үшін адамдардың басын біріктіре алатын мамандар үлкен сұранысқа ие болады.

Болашақта мамандар:

– мамандықтар техникалық және гуманитарлық болып  айқын ажыраудан қалады;

– жұмсақ soft skills дағдыларының маңыздылығы бірнеше есе артады;

– ұсақ-түйек техникалық дағдылар (мыс., деректерді өңдеу, кодтау) бүгінгі күні  интернетте билет сатып алу  секілді қалыпты әдеттерге айналады;

– жаңа нәрселерді үйрену және нені үйрену керектігін түсіну қабілетінің маңыздылығы арта түседі (Е.Иванова, 2018, К.Солина, 2017, В.Языков, 2020 (https://www.minobr.org/posts/92) дейді.

Балаларымыз өмір бойы айналысатын нақты бір мамандықты емес, қызмет саласын таңдайтын уақыт келді. Олар сол салада дамып, міндеттерін өзгертуді,  жасап жүрген жобаларын біріктіруді, нақты кәсіби және soft skills дағдыларын дамытып, өзіндік бейіндері мен  құзыреттіліктер кешенін қалыптастыруды талап ететін әлемде өмір сүретін болады.

Біздің, мектептің, ата-аналардың және қоғамның міндеті – балаларға болашақта табысты болуға көмектесетін білім беру.