Августовское совещание работников образования
Инновации в образовании как условие становления
новой культуры педагогического сообщества
К.Н.Шамшидинова-Председатель Правления
АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»
Уважаемые участники августовского совещания!
Лейтмотивом моего выступления не случайно стали слова известного философа и педагога Дьюи "Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить их сегодня так, как учили этому вчера".
Дети от рождения самой природой запрограммированы на обучение, необходимо поддерживать природное стремление к учебе, к новому, учиться на своих академических неудачах и благодаря им становиться сильнее. Каждому ребенку для достижения профессионального и финансового успеха во взрослой жизни необходимо выработать собственную формулу победы.
В течение всей школьной жизни ученики проводят более 17 тысяч часов в классе. За это время их обучают как минимум 40 разных учителей. Они значительным образом влияют на становление ребенка. И каким бы качественным не было их вузовское образование, его никогда не будет достаточно, чтобы подготовить педагога ко всем вызовам, с которыми он сталкивается на своем профессиональном пути.
Поэтому культивирование новой педагогической культуры, преодолевающей разрыв между традицией и инновацией- необходимая реальность.
Япония существенно перестроила педагогическое образование более пятидесяти лет назад. Финляндии понадобилось тридцать лет для создания лучшей в мире школы. Азиатские страны за два десятка лет создали выдающиеся школы.
Мы можем справиться за более короткие сроки, если будем использовать мировые наработки и опыт деятельности школ страны, отказавшихся от привычного взгляда на образование.
Может ли школа стать центром компетенций и обеспечить профессиональное развитие хотя бы своего педагогического коллектива?
Именно в школе должна быть создана профессиональная среда и особая организационная культура, поддерживающая всех, кто стремится повысить квалификацию, что требует смещения центра профессионального развития непосредственно в школу.
Каждая школа, имеющая свой костяк успешных учителей, сможет организовать постоянно действующую систему повышения педагогического мастерства педагогов. Системы оплаты и аттестации должны мотивировать учителей на постоянный поиск, совершенствование собственной педагогической практики и потребность делиться с коллегами лучшими достижениями, наработками.
Здесь я хочу сказать о вертикальном и горизонтальном карьерном росте учителя. Страна не может предоставить всем хорошим учителям должности директора и заместителя директора школы просто потому, что их столько нет в наличии. Тогда надо подумать о горизонтальном карьерном росте учителя.
Для него такая карьера является наиболее привлекательной, поскольку предполагает профессиональный рост: получение новых знаний и уникальных навыков, что приводит к повышению уровня педагогического мастерства.
В Интеллектуальных школах мы разработали шести-уровневую систему профессионального роста учителя. Это рост от начинающего учителя до профессионала, Мастера своего дела, с соответствующим увеличением поля ответственности.
Уровни педагогического мастерства и профессионализма постоянно подтверждаются учителями через каждые три года при аттестации.
Я уже говорила, что основой для внутришкольной системы профессионального развития могут стать группы учителей в школе, районе, области.
Для создания таких групп предлагаю несколько наиболее реальных путей:
1) Обучение учителей на уровневых курсах повышения квалификации.
Это уже позволило создать в регионах критическую массу педагогов, которая будет открыта к изменениям и обновлению содержания образования.
2) Сотрудничество школ с педагогическими вузами.
Например, в Кембридже сеть из 13 школ работает в тесном сотрудничестве с факультетом образования Университета. Они получают постоянную поддержку от университета, имеют доступ к исследовательской базе и ресурсам факультетов. Учителя сети имеют возможность обучаться по специально разработанной магистерской программе без отрыва от работы в школе. Сотрудники университета на постоянной основе получают обратную связь от школы, что способствует качеству подготовки учителей.
3) Обучение по магистерской программе «Управление в образовании» в Назарбаев Университете без отрыва от производства.
24 учителя Интеллектуальных школ завершили обучение и в настоящее время применяют свои навыки на практике в школе, 22 - продолжают обучение.
Для профессионального роста учителя в наших школах мы также используем всем известный, но пугающий учителей подход, как взаимопосещение уроков. Но мы изменили цель данного подхода. Уроки посещаются не ради контроля, а ради обмена опытом и обучения. Каждый педагог представляет собой ценность – ценность, которая конвертируется в другие ценности.
Успешное профессиональное развитие каждого отдельного учителя невозможно представить без коллективного процесса обучения, когда есть возможность обмена опытом и совместного улучшения практики преподавания.
Реформатор в сфере образования Лоуренс Стенхауз, сказал, что «только учителя смогут изменить среднюю школу, поняв ее изнутри».
Поэтому, в наших школах большой акцент делается на развитие потенциала «учителей–исследователей». Исследования Аction research и Lesson Study, проводимые учителями Интеллектуальных школ, способствовали постоянному сотрудничеству с коллегами, развитию навыков предоставления и получения конструктивной критики. Учитель учится быть критическим другом, а не критиком. Такой подход не только улучшает ежедневную практику учителей, но и дает понимание своей роли за пределами класса, школы и региона, поднимая самооценку педагогов.
Значимость новых инновационных подходов в деятельности учителя подчеркивал родоначальник теории детского познания, швейцарский психолог, философ Жан Пиаже: «Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения - людей творческих, изобретательных и открывателей».
21 век - век сетевого столетия. Интенсивный обмен информацией посредством социальных сетей позволяет учителю быть всегда в тренде.
Эффективная платформа для учителя – педагогические сообщества, формальные и неформальные. Так, в наших школах создан Системно-методический комплекс, в котором собран значительный методический материал для учителей и учащихся Интеллектуальных школ, для учителей 30-пилотных школ. Функционирует дискуссионная площадка.
Также создана диалоговая площадка в Центре педагогического мастерства для учителей, прошедших уровневые курсы.
Существуют и неформальные платформы. Многие учителя активно используют формат «Гугл» (Google), «Ватсапп» (WhatsApp), поддерживают коммуникации через Скайп (Skype), пользуются Фейсбуком. Конечно, появление таких платформ неизбежно и своевременно. Во всем мире профессиональные сетевые сообщества учителей - мощное средство поддержки учителя, ведь умение вести профессиональный диалог - Искусство!
Сетевое сообщество педагогов не может быть стихийным, оно должно опираться на серьезную научно-методическую базу, обеспечивающую взаимодействие практики, опыта и науки. Министерство образования и науки, Национальная Академия образования могут организовать ученых высших учебных заведений страны для осуществления модерации методических материалов учителей, конструктивных обсуждений, консультирования и обучения необходимым навыкам.
Мир стремительно изменяется на наших глазах, ставя перед человечеством серьезные глобальные проблемы на пути устойчивого развития не только образования, но и экономики и общества.
Но, как говорил Эйнштейн, старые проблемы нельзя решить, не изменив при этом модель мышления, породившую их.
В этих условиях становится очевидным, что именно в инновациях в образовании, мы видим будущее. В современном мире «догоняющее развитие» уже не востребовано.