Новости

Современная школа: сотрудничество, самообучение и забота


Современная школа: сотрудничество, самообучение и забота

 

 

 

Уважаемые коллеги!

 

 

Мы живем в век глобализации, новых технологий и инноваций, век нового мышления и нового отношения к изменениям. Динамичность и взаимообусловленность происходящих перемен, возрастающие требования со стороны общества к подготовке критически мыслящей и функционально грамотной личности, способной к непрерывному обновлению своих знаний, быстрому переучиванию и смене области применения своих способностей для успешной жизни в быстро меняющемся мире диктуют необходимость постоянного пересмотра подходов к организации школьного образования. 

 

Важнейшей особенностью современного этапа развития общества является активное внедрение средств новых информационных и образовательных технологий во все сферы человеческой деятельности. С другой стороны, развитие личностных качеств человека, умение сотрудничать, дружить, любить, управлять своими эмоциями, быть ответственным за себя, за свои слова и поступки, были и остаются основными задачами образования.

 

Для решения этих задач в условиях меняющегося мира и постоянных новых вызовов нам необходима сотрудничающая, самообучающая, заботливая школа.

 

Сегодня дистанционное обучение называют новым глобальным вызовом. Это не совсем так. Еще в 1700 годах прошлого века в Америке было организовано обучение студентов путем обмена письмами, а с изобретением радио и телевидения процесс обучения на расстоянии ускорился. В свою очередь, появление компьютеров и интернета позволило разнообразить технологии дистанционного обучения. Соответственно, само по себе дистанционное обучение не такое уж и неожиданное изменение, дело скорее всего в масштабах и скорости перехода от традиционного обучения к дистанционному.

 

https://natural-sciences.ru/ru/article/view?id=34763

 

Согласно теории Энди Коупа, специалиста по благополучию из Великобритании, изменения сейчас происходят настолько быстро, и они настолько многогранны, по сравнению с тем, что было 30 лет назад, или на начало нынешнего тысячелетия, что человек не успевает к ним привыкать и приспосабливаться. В марте и августе 2020 года у нас не было другого выбора кроме онлайн-обучения. Важнейшей задачей являлось сохранение наших достижений и качества образовательного процесса.  Благодаря сотрудничеству учителей между собой, с родителями, учащимися и сообществом, освоению технологий преподавания и обучения в новом формате, в том числе путем самообучения, создания школьного сообщества, реализующего принципы заботы для обеспечения развития школы в нестандартных условиях, мы смогли справиться с этой задачей.  И нам есть чем гордиться.

 

Результаты внешнего суммативного оценивания выпускников Интеллектуальных школ, проведенного совместно с Советом оценивания Кембриджа, существенно выше в разрезе предметов, чем у выпускников других школ, обучавшихся по программаме А-level в целом в мире.

 

92,7% выпускников Интеллектуальной школы г. Нур-Султан получили диплом Международного Бакалавриата по результатам внешнего оценивания, проведенного в режиме реального времени, в то время как в мире этот показатель составляет 88,9%.  Это лучший результат за последние 6 лет. Средний балл наших выпускников составил 34, в мире - 29,9 баллов.

 

Результаты международного экзамена IELTS выпускников 12 классов выше, чем в предыдущие годы: средний балл составил 6,7 баллов, каждый второй выпускник продемонстрировал результат 7,0 баллов и более.

 

В этом году 7 наших выпускников получили приглашение на обучение в Университетах Лиги Плюща, в то время как за предыдущие 10 лет количество таких выпускников было всего 12.

 

Это далеко не все наши достижения, более подробная информация будет представлена вам в раздаточных материалах, рассмотрена на заседании секций с участием специалистов Центров.

 

Несмотря на хорошие показатели завершения учебного года, мы понимаем, что у ряда учащихся возможны пробелы в усвоении образовательной программы, и это может быть серьезным для них риском в дальнейшем обучении. Поэтому мы реализуем ряд мер для их нивелирования.

 

В июне проведены Школы тематических консультаций по предметам, в которых приняли участие более 7 тыс. учащихся. Учащиеся имели возможность решать задачи, выполнять лабораторные и практические работы, которые не были сделаны в период дистанционного формата обучения, развивать языковые навыки.

 

Проведено исследование «Профессиональные проблемы и потребности педагогов Назарбаев Интеллектуальных школ в условиях дистанционного обучения», в котором выявлены три основных направления, где учителя испытывали трудности:

 

1.      в использовании методик преподавания;

 

2.      в оценке достижений учащихся;

 

3.      в преподавании конкретных тем учебной программы.

 

Анализ результатов PISA, мониторинга учебных достижений учащихся, внешнего суммативного оценивания показывают, что нам необходимо уделить серьезное внимание развитию читательской грамотности учащихся и интеграции внутри предметного и межпредметного содержания.

 

Центр педагогических измерений проанализировал результаты всех оценочных процедур, которые проведены в течение учебного года, выявил темы в разрезе классов и предметов, по которым учащиеся имели наиболее низкие результаты, и готовит серию обучающих семинаров для учителей по разъяснению использования результатов анализа оценочных процедур для устранения конкретных пробелов в обучении учащихся.

 

Центр образовательных программ подготовил методические рекомендации учителям по устранению пробелов учащихся в освоении учебных программ.

 

На последней неделе августа силами лучших педагогов сети и тренеров ЦПМ будут проведены мастер-классы для учителей по предметам по тем темам образовательной программы, которые оказались сложными для преподавания по результатам исследований.  Учителя языковых предметов пройдут курс по методике написания эссе в асинхронном формате на платформе СДО (системе дистанционного обучения ЦПМ).

 

В этом учебном году мы запускаем Сетевой онлайн-урок для учащихся и педагогов с целью методической поддержки в развитии конкретных навыков с учетом результатов учащихся 10 и 12 классов на внешнем суммативном оценивании. 

 

Такая комплексная работа возможна благодаря организованному профессиональному сообществу сотрудничающих учителей наших школ.

 

Идея подобных сообществ отражена в международных исследованиях. По мнению Питера Сенге, американского ученого из MIT, учителя овладевают профессиональными навыками, обучаясь друг у друга, у руководителей, у партнеров, конкурентов. Благодаря активной и сплоченной реакции всего коллектива на вызовы быстро меняющейся внешней среды, достигается множественный эффект обучения, и каждый профессионал оказывает одновременное влияние на своих коллег.

 

http://old.ipk74.ru/images/stories/contentimages/documents/1330-980.pdf

 

Согласно мета-исследованию Джона Хэтти из университета Мельбурна, который проанализировал 80 тысяч исследований других ученых с охватом более 300 миллионов студентов по всему миру за последние 25 лет, наибольшее влияние на обучение оказывает совместная эффективность   учителей: если педагоги работают вместе, их сотрудничество дает самые весомые показатели. http://www.visiblelearningmetax.com/

 

В подтверждение выводов Хэтти интересен пример исследования учителей Назарбаев Интеллектуальной школы ФМН г.Нур-Султан, проведенного в 2017–2019 гг.

 

Учителя, работающие в одном из «отстающих» классов, объединились в группу, чтобы решить проблему с успеваемостью, низкой мотивацией и поведением детей. Кроме учителей-предметников, к группе также присоединился психолог школы. Работа в команде на протяжении 3 лет позволила повысить качество знаний по самому сложному для детей этого класса предмету, математике, на 26%. Ученики стали побеждать в интегрированных олимпиадах. Неслучайно этот фактор в мета-исследовании Хэтти является самым важным.

 

В опросе учителей Интеллектуальных школ, проведённом в текущем году, хороший и дружный коллектив стоит на 1 месте по степени важности в привлекательности работы педагога. По результатам факторного анализа ситуации в 50 школах одной из областей Казахстана, учителя считают самым привлекательным в своей деятельности командную работу с коллегами-профессионалами, они признают важность и влияние сотрудничества и взаимного обучения.

 

В наших школах функционируют методические объединения учителей-предметников, группы учителей по исследованиям Action Research, Lesson study, группы по вертикальному, горизонтальному планированию уроков, Сообщество психологов Интеллектуальных школ.

 

Ярким примером сотрудничества является процесс международной аккредитации. Для проведения самооценивания деятельности школ, в каждой из них созданы рабочие комитеты из числа учителей, администрации школы, учащихся и родителей. Только в таком партнерстве и сотрудничестве возможно достижение поставленных задач. Результат – все наши школы получили международную аккредитацию.

 

Сотрудничающая школа не ограничивается только взаимоотношениями внутри школы – важно выстраивать коммуникации на уровне местного сообщества, причем не только с организациями образования, но и с госучреждениями, бизнес-структурами, НПО и международными партнерами.

 

Одним из примеров активного сотрудничества учащихся, учителей, ученых, деятелей культуры региона является проведение проекта «Туған елге тағзым», который в прошлом году прошел в онлайн-формате. В конкурсе приняли участие более 600 педагогов и тысячи учащихся. Все победители конкурса 2020 года по своим индивидуальным маршрутам в июне 2021 года закончили практическую часть своих исследований.

 

Следует отметить наши проекты, которые стали возможны благодаря сотрудничеству с бизнес-структурами. Это проект OnlineMektep в партнерстве с Bilim Media Group по созданию цифровой образовательной среды для школ республики. Данная платформа, включающая почти 24 тыс. уроков по всем предметам 1-11 классов - высокотехнологическая экосистема, которая обеспечивает каждому ученику равный доступ к качественному образованию.  Также проект «Сельская школа», который мы реализуем с 2020 года, позволил привлечь более 1 миллиарда тенге инвестиций бизнес-организаций на улучшение школьной инфраструктуры и образовательной среды в сельских школах, это ремонтные работы, техническое оснащение. Проведено мониторинговое исследование потребностей школ, 1638 методических мероприятий для поддержки 948 учителей, выработаны рекомендации для улучшения условий и качества предоставления образовательных услуг.

 

Необходимо отметить сотрудничество на глобальном уровне. Сотрудничество с ЮНИСЕФ позволяет нам реализовать программы «Система раннего предупреждения выбытия учащихся из школы», «Крепкая семья», профилактики детского травматизма, предупреждения насилия и охраны репродуктивного здоровья, направленные на создание самодостаточного, самообучаемого, заботливого сообщества с акцентом на всех - учащихся, учителей, родителей, административно-управленческого персонала.

 

В рамках проекта «Партнерские школы» каждая Интеллектуальная школа сотрудничает с казахстанскими и зарубежными школами-партнерами. Дети участвуют в совместных глобальных проектах - клубы и конференции МООН, «Друг по переписке», Global Classroom Project (изучение школьной среды по пяти направлениям: Биоразнообразие, Энергия, Глобальное гражданство, Здоровье, Управление отходами, Транспорт и вода), дистанционные олимпиады, конкурсы; проводят совместные эксперименты, погружаются в язык обучения принимающей школы. Осенью 2021 года планируется проведение уроков независимости, посвященных празднованию 30-летия независимости Республики Казахстан Интеллектуальными школами для учащихся и учителей общеобразовательных школ страны и зарубежных партнёрских школ в дистанционном формате.

 

На глобальном уровне нам необходимо и далее развивать партнерские связи в мировом образовательном пространстве с лидерами разных отраслей для того, чтобы сделать Назарбаев Интеллектуальные школы еще более узнаваемым.

 

В новом учебном году мы планируем особое внимание уделить двум направлениям деятельности, в которых будут активно вовлечены сотрудничающие профессиональные сообщества педагогов всех школ и специалисты Центров.  Это улучшение нашей образовательной программы NIS Programme с учетом текущих изменений и внедрение в экспериментальном режиме адаптивного обучения. Работа по программе уже идет, в нее вовлечены более 100 учителей, которые коллективно предлагают дополнения с учетом развития ключевых навыков учащихся: саморегуляция, эко-Я, глобальные компетенции, проактивность, социальное взаимодействие и другие. Для внедрения адаптивного обучения будет организована деятельность профессиональных сообществ педагогов по обучению работе на платформах и разработке соответствующего контента.

 

Такие планы ставят перед педагогами задачу получения новой информации и формирования умения самостоятельно добывать ее из различных источников, в том числе при проведении исследовательской работы.

 

Нами проведена огромная работа по профессиональному развитию педагогов. Это и трехуровневые курсы, курсы внутри страны, за рубежом и внутри школы. Для внутришкольного обучения в Интеллектуальных школах создан тренерский кластер из 952 педагогов, которые обучились по различным программам в стране и за рубежом. Тренеры проводят обучение коллег по принципу «равный равному» по 22 направлениям, в том числе развитию одарённости детей, теории вероятности, критическому мышлению и другим.

 

Согласно международным исследованиям взаимообучение невозможно без предшествующего самообучения. Хэйс Мизелл, профессор из Университета Южной Каролины, выделяет типичные способы профессионального развития, среди которых индивидуальное чтение, исследовательские группы, коучинг, наставничество и другие. Все эти мероприятия составляют целостную школьную систему повышения квалификации, в которой учителя могут развивать профессиональные навыки, не покидая стен школы.

 

https://learningforward.org/wp-content/uploads/2017/08/professional-development-matters.pdf

 

Необходимо и дальше развивать идеи самообучающихся школ. Это школа, которая включает обучающие технологии, стили и методы обучения персонала, в которой коллектив осознанно обучается, изучает и совершенствует процесс обучения.  Главная идея состоит в том, что деятельность школы и ее коллектива зависят не столько от накопленного и используемого опыта, сколько от развития собственных навыков решения возникающих вопросов, от способности педагогического коллектива обучаться на собственном опыте.

 

По мнению некоторых российских экспертов (Ильясов Д.Ф., Кудинов В.В., Зарипов А.Х.) речь идет о концептуализации этого опыта. Концептуализация опыта способствует переосмыслению педагогической деятельности учителя с позиции современных научных достижений педагогики и психологии, что важно для педагогической практики. И в этом учителя испытывают определенные затруднения. Характерными для педагогов являются затруднения в определении причинно-следственных связей между задачами, средствами, методами и приемами деятельности учителя и учащихся, достигнутыми результатами. Не всегда учителя могут показать объективные связи и закономерности, лежащие в основе достигнутых успехов в обучении и воспитании учащихся. Не всегда раскрываются психологические и педагогические условия функционирования опыта.

 

Это связано с недостаточным опытом анализа уроков, интерпретации исследований на основе использования данных, накапливаемых по результатам учебно-воспитательного процесса. Согласно исследованию практики учителей математики, проведенному Некоммерческой Ассоциацией по надзору и разработке учебных программ в США, учителя в основном обсуждали вопросы «Что нам нужно улучшить?» и «Для кого мы должны улучшить это?». Данные подходы помогали выявить учащихся, нуждающихся в поддержке, но мало улучшали обучение в долгосрочной перспективе. По мнению Ассоциации для того, чтобы улучшить свою практику, учителям необходимо ставить вопросы «Почему?» и «Как?». То есть понимание задачи каждым учителем и умение ставить вопросы применительно к своей деятельности очень важны для дальнейшего развития самой школы. https://www.ascd.org/el/articles/getting-to-the-why-and-how

 

Очевидно, что учеников нужно учить совершенно другим навыкам, чтобы они были востребованы в новом мире, в новой глобальной ситуации. Пандемия показала ненужность не только некоторых профессий, но даже целых отраслей. В мире, где экономика непредсказуема и часто меняется, важно, чтобы семьи и школы были готовы к предвидению будущих рыночных катализаторов и могли адаптироваться к ним. Для этого педагоги должны ответить на вопрос “Как надо учить?”

 

Ответом на этот вопрос могут быть результаты исследования компании Маккензи, в котором приняли участие 18 тысяч респондентов из 15 стран.  Было выявлено 56 актуальных навыков, которые объединены в 4 группы. Согласно исследованию, школам необходимо перестроить свое преподавание для развития у учащихся когнитивных, межличностных, цифровых навыков и навыков управления собой. А для этого каждому педагогу необходимо провести ревизию своих собственных навыков и профессионального арсенала методов и стратегий обучения, и ответить на вопросы: находят ли отражение эти навыки в моем преподавании? На каждом ли уроке? Демонстрирую ли я своим поведением, преподаванием приверженность современным тенденциям в образовании? https://www.mckinsey.com/

 

Еще раз я ссылаюсь на Питера Сенге: самообучающаяся организация как раз и концентрируется на адаптации миссии и стратегии организации к новым условиям, ориентируется на развитие личной эффективности сотрудников, формирование системного видения и креативного мышления, выработку уникальных способов и нестандартных решений, практических задач организации, развитие совместного взаимодействия всех сотрудников.

 

Одним из условий эффективно действующей самообучающейся организации является наличие заботливого сообщества участников образовательного процесса. Ряд исследователей в области образования считают, что конструкция школы как заботливого сообщества обеспечивает мощную основу образовательной практики и помогает школам в более эффективном удовлетворении потребностей учителей и учащихся.

 

Во многих литературных источниках об эффективных школах часто говорят как о заботливых сообществах, где члены заботятся и поддерживают друг друга, активно участвуют и оказывают влияние на деятельность и решения группы, испытывают чувство принадлежности и идентификации с группой и имеют общие нормы, цели и ценности.

 

В результате создания заботливого школьного сообщества, где потребности учащихся, учителей и родителей удовлетворяются, растет эмоциональная привязанность к школе, учащиеся становятся приверженными ей, и, следовательно, склонны идентифицировать себя со школой и вести себя соответственно. https://www.collaborativeclassroom.org/programs/caring-school-community/

 

Заботливые школьные сообщества позволяют улучшать просоциальное и интеллектуальное развитие, предоставляя учащимся многочисленные возможности:

 

- сотрудничать с другими в достижении общих академических и социальных целей;

 

- оказывать значимую помощь другим и получать помощь, когда она необходима;

 

- обсуждать и размышлять об опыте других, чтобы получить понимание и оценку потребностей, чувств и точек зрения других;

 

- обсуждать и размышлять о своем собственном поведении и поведении других, поскольку это связано с фундаментальными просоциальными ценностями справедливости, заботы и уважения к другим, а также социальной ответственности;

 

- развивать и практиковать важные социальные компетенции;

 

- проявлять самостоятельность, участвовать в принятии решений относительно норм, правил и занятий в классе, а, следовательно, брать на себя ответственность за соответствующие аспекты жизни в школе источниках (Battistich et al., Solomon et al., 1992; Watson et al., 1989).

 

Здесь, уважаемые коллеги, я бы хотела обратить ваше внимание на то, что речь идет о взаимной заботе. Не надо исходить только из личной заинтересованности при решении проблем, иногда созданных вами же, вашим поведением, отношением к работе, действиями и словами.

 

Мы обеспечиваем школьников полноценным питанием, школьной и спортивной формой, потому что это напрямую влияет на успешность обучения и социализацию. По данным НИИ физиологии имени П. К. Анохина, мозг детей и подростков потребляет до 60 процентов всей энергии организма, а при решении сложных математических задач и сдаче экзаменов мозг потребляет на 30–40 процентов больше энергии, чем обычно. Закрывая базовые потребности, мы даем детям возможность сосредоточиться на обучении и развитии, ощутить заботу и уважение.

 

https://ria.ru/20200304/1568089171.html

 

По словам американского социолога Рональда Инглхарта, «…если человек растет в условиях дефицита первичных благ (еда, жилье, одежда), у него формируются так называемые ценности выживания, когда высоко ценятся авторитет, рациональность, порядок, безопасность. Если же для ребенка наличие основных благ являлось естественным состоянием, то, вырастая, он становится человеком, для которого большую значимость приобретают идеи толерантности, гражданского участия, защиты природы и самопознания».

 

https://www.jstor.org/stable/1953494

 

Обеспечение безопасности в школе — это еще одно проявление заботы. Наша организация прилагает все усилия, чтобы сделать школы безопасными в период пандемии. На текущий момент 83% сотрудников школ вакцинированы, 10% имеют медицинский отвод, 7% не вакцинированы по разным причинам. Интеллектуальные школы обеспечены необходимым запасом дезинфицирующих средств и средств индивидуальной защиты, ведется работа по обновлению санитарного оборудования, школы подключены к проекту Ashyq. Внедрена система распознавания лиц, усовершенствованы системы видеонаблюдения, система «Локдаун», проводится курс по информационной безопасности от лаборатории Касперского, ведется работа по подключению камер к службам местной полиции. Для визита родителей в школу необходимо забронировать свой приход в программе Microsoft Booking и войти в здание через приложение Ashyq. Все эти шаги, несомненно, помогут организовать стабильный образовательный процесс в школах, направленный на просоциальное и интеллектуальное развитие.

 

Наши учителя - ключевая движущая сила на пути улучшений школы. Забота работодателя об учителях выражается в справедливом распределении ресурсов и материальных благ. Учителя имеют возможность получения служебного жилья, повышения квалификации в лучших организациях мира, справедливого оценивания профессиональных компетенций. В этом году впервые при поддержке Фондов развития Назарбаев Интеллектуальных школ в период зимних каникул примерно 7,8% учителей будут представлены путевки в санатории и дома отдыха страны. Эту практику мы будем продолжать и дальше.

 

Эксперты считают, что заботиться об уровне счастья сотрудников – одна из главных задач современного менеджмента. Люди счастливы, когда они вовлечены в значимые занятия и деятельность, приносящую благо. В исследовании, проведенном в Бостоне в течение 75 лет, было выявлено, что счастливым человека делают не достижения или приобретения, а хорошие отношения с людьми. По итогам этого исследования самыми счастливыми участниками были люди, которые активно делали из коллег по работе «товарищей по играм». Когда педагоги работают с коллегами в доброжелательной атмосфере сотрудничества и доверия, могут удовлетворять свои потребности профессионального развития, получают признание — это и рассматривается, как забота об учителе.

 

https://monocler.ru/schaste-i-smyisl/

 

https://psy-practice.com/publications/prochee/schaste-issledovanie-dlinoyu-v-zhizn/

 

По данным исследований Центра коллективного обучения в США чувство удовлетворенности учителей зависит от наличия позитивных условий для преподавания, признания эффективности их работы, компетентности директора, позитивных отношений между учителями и учениками и поддержки родителей.

 

Непривычная ситуация в условиях пандемии изменила отношение родителей к труду учителя, потому что они стали участниками организации учебного процесса своих детей. Родители не были готовы к новой роли системного администратора, психолога, преподавателя, куратора, им требовалась поддержка.

 

https://ioe.hse.ru/dlearning/news/381044502.html

 

Что школы могут сделать для поддержки родителей, чтобы сделать их эффективными партнерами? Анализ обратной связи показывает, что имеет место недостаток информации по тем или иным вопросам. Встречи в формате обучения и коучинга могут стать хорошей базой для крепких продуктивных отношений сотрудничества семьи и школы. Школы должны предоставлять родителям возможность участия в принятии решений, касающихся образовательных и воспитательных политик через Попечительские советы, Родительский университет и родительские комитеты.

 

В прошлом учебном году в школах с целью развития родительской осознанности, формирования навыков ответственной родительской позиции и позитивного родительства организована деятельность Родительского Университета, в работе которого приняло участие около 12 тысяч родителей, проведено 357 встреч на темы отношений, безопасности, психологической поддержки и семейных ценностей.

 

Партнерство между школой и родителями гораздо важнее для качественного образовательного процесса, чем конфликты. Продуктивное сотрудничество зависит в равной степени от обоих сторон.

 

 

Уважаемые коллеги!

 

 

Для сотрудничества, развития самообучающихся организаций и заботливых сообществ важно по мнению международных экспертов, обеспечивать развитие:

 

•  от конкуренции к сотрудничеству для решения ежедневных сложных задач командой, которая работает в атмосфере взаимопомощи и взаимного обучения;

 

•  от стандартизации к персонализации на основе данных и результатов исследований, что позволит персонифицировать практику для реализации учащимися своих потребностей в полной мере в условиях поддержки и заботы;

 

•  от кратковременных, эпизодических курсов повышения квалификации педагогов к системной профессионализации на основе взаимообучения в атмосфере сотрудничества.

 

• от превосходства, «звездности» отдельных учителей к командной работе и признанию заслуг с учетом сильных сторон каждого педагога, синергии для усиления возможностей каждого участника команды;

 

• от практик и политик на основе мнений к практике на основе достоверных научных исследований, оценке качества преподавания, профессиональных навыков учителей, основанной на прозрачных критериях, а не на предвзятых мнениях, жалобах или слухах.

 

•   от контроля к доверию, от отчетности, основанной на тестировании, к ответственности профессионалов своего дела, основанной на доверии.

 

 

Американский писатель Дейв Керпен считает: «Невозможно достичь успеха или счастья в вакууме. Все держится на узах, которые создаешь с людьми».

 

Сотрудничающие, самообучающиеся, заботливые школы на основе совместной ответственности – вектор развития Назарбаев Интеллектуальных школ в ближайшие годы.

 

Мы надеемся, что это позволит нам в перспективе на постоянной основе совершенствовать нашу работу, улучшать образовательный процесс, что обеспечит более высокие достижения наших учеников и педагогов.

 

 

Уважаемые коллеги!

 

 

Разрешите поздравить вас с наступающим новым учебным годом, годом 30-летия Независимости нашей страны, пожелать вам здоровья и творческих успехов!

 

 



Просмотров: 1344
Опубликован: 19 Августа