Новости

От массовой стандартизации – к массовой уникальности


В автономной организации образования «Назарбаев Интеллектуальные школы» завершилась серия круглых столов в рамках юбилейного проекта, посвященного 180-летию великого казахского просветителя Ибрая Алтынсарина

На первом круглом столе педагоги страны проанализировали образование в новой реальности и уроки пандемии. К «Незаменимому учителю в эпоху искусственного интеллекта» подключились более тысячи преподавателей, подавляющее большинство из сельских школ. Профессиональный разговор о роли оценивания в качестве образования в равной степени заинтересовал и ученых, и тех педагогов, которые каждый день входят в класс. Закономерно, что серия алтынсаринских круглых столов завершилась такой актуальной темой, как трансформация от массовой стандартизации к массовой уникальности и новые требования на рынке труда.

– Массовая стандартизация в системе образования сформировалась в двадцатом веке, в новом столетии цифровизация и урбанизация трансформировали глобальную картину мира. Согласно докладу Всемирного экономического форума «Будущее рабочих мест», уже сейчас от 5% до 45% населения мира работает в гиг-экономике. Сегодня система образования должна создавать индивидуальную траекторию, основанную на обучении на протяжении всей жизни, – подчеркнула председатель правления АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» Куляш Шамшидинова:   

– Основная задача учителя – мотивировать и вдохновлять учащихся на достижение своих целей и самостоятельные действия, оказывать поддержку в самообразовании, а также в раскрытии своих способностей и их дальнейшем развитии.

Выступление профессора Сиднейского университета Фила Ламберта «От массового образования индустриальной эпохи к индивидуальным траекториям обучения с использованием цифровых технологий» вызвало большой интерес казахстанских коллег:

– Всеобщее массовое образование имело свое целевое назначение. Педагогические методы разрабатывались на основе традиционных учебных дисциплин. Передача знаний осуществлялась прямолинейно от учителя ко всему классу. Оценивание в большей степени включало в себя проведение массовых экзаменов.

На сегодняшний день мы используем современные модели, а именно персонализированное обучение. Образование рассматривается в качестве инвестиции. Методы дифференциации, которые учителя могут внедрить в свою педагогическую практику, работают на конкретных учеников. Разнообразие учебных программ подразумевает, что образовательная программа не является исключительной. Предполагаются различные траектории развития, в рамках профессионально-технической и академической подготовки, а также STEM образования. Современные модели основываются на принципах инклюзии, обеспечивают равный доступ учащихся к образовательным программам.

– Сегодня миссия образования – в подготовке детей к будущей повседневной и профессиональной жизни, содействие им в успешности, – уверен Фил Ламберт.

Абсолютное согласие с австралийским коллегой подтвердила своим докладом «Раскрывая способности каждого» директор Центра образовательных программ Жанар Абдильдина:

— Результаты исследования NASA, озвученные Джорджем Лэндом в 2011 году, заставили мировое сообщество задуматься о пользе стандартного образования для человека. Выяснилось, что 98% всех детей рождаются с природной креативностью и нестандартным подходом к решению проблем. Этот показатель драматически падает по мере взросления человека и только двум процентам взрослого населения удается сохранить свою природную гениальность и творческий потенциал. Закономерно, что становится актуальным вопрос, как развивать уникальность поколения Z, активно использующих цифровые устройства и 3D реальность?  Позиция ЮНЕСКО по персонализированному образованию была озвучена в Докладе 2008 года, где «Доступ к качественному образованию означает доступ к персонализированному обучению». А персонализированное обучение – это всегда развитие личности.

В проекте ОЭСР «Образование 2030», в котором Казахстан принимает участие с 2016 года, был сделан анализ учебных программ обновлённого содержания образования основной школы. Экспертами определены 28 компетенций, объединенные в пять групп: базовые виды грамотности; навыки, отношения и ценности; ключевые концепты; компетенции преобразования; комплексные компетенции.

Международный сравнительный анализ учебных программ показал, что казахстанский теоретический куррикулум обновленного образования достаточно хорошо направлен на развитие компетенций. Но говоря об образовательной программе важно разграничивать три вида куррикулума: желаемый или теоретический, реализуемый или преподаваемый, а также достигаемый или изученный учениками. Главным в этой цепочке является реализуемый куррикулум, поскольку он основывается на профессионализме педагога.

В Назарбаев Интеллектуальных школах учебный процесс изначально организован с фокусом на персонализацию: в старшей школе широкий выбор предметов на углубленном и стандартном уровнях, создана модель ускоренного обучения (программа 8-10 классов за 2 года); есть другая модель «Индивидуальный образовательный маршрут»; возможность выбора от одного до трёх предметов на самостоятельное ускоренное обучение. Сейчас работа ведется над созданием персонализированной образовательной платформы NIS Online, на которой собраны учебные материалы согласно NIS-Programme по профильным предметам.

Эксперт международного центра лидерства в образовании Эрик Шенингер (США) поделился своим профессиональным кейсом по персонализированному обучению и ответил на вопросы: почему, как и что?

В разговоре о персонализированном обучении самая опасная фраза – «мы всегда делали так». Часто мы учим так, как учили нас. По словам Альберта Эйнштейна, безумие — это делать одно и то же снова и снова, и ожидать разных результатов. На пути к персонализации мы должны быть готовы к дискомфорту, преодолению страхов, повторному обучению.

Персонализация – это высвобождение творческого потенциала и гениальности детей. Важно развивать параллельное непрерывное профессиональное обучение своих сотрудников. В моей последней книге «Прорывное мышление в наших классах» есть целая глава, посвященная персонализации, со множеством примеров. Для меня было честью поделиться с вами, коллеги, своими профессиональными результатами, — признался Эрик Шенингер.

Управляющий директор АО «Центр развития трудовых ресурсов» Александра Молчановская продолжила актуальную тему «Развитие человеческого капитала: от «профессии» к «навыкам», подробно остановилась на таких приоритетах, как глобальные тренды на рынке труда, новая модель развития навыков на протяжении всей жизни, банк востребованных навыков, поиск кандидатов на электронной цифровой бирже.

— Гибридная цивилизация и гибридный разум предполагают усложнение профессий, – уверен и.о. ректора Горно-Алтайского Государственного университета Виталий Недельский, посвятивший свое исследование искусственному интеллекту, а также возможностям и угрозам для бизнеса и человечества.

Впервые на круглом столе прозвучал голос родителя: Ерлан Дуйсенханов в роли отца и предпринимателя проанализировал «Современные методы обучения детей. Новый подход к развитию навыков 21 века». Главные темы родительских размышлений – учиться, уча и как создать лучшую версию себя.

К каждому круглому столу NIS подключалось более тысячи педагогов из всех регионов, такая заинтересованность доказала востребованность профессиональной платформы, на которой учителя вместе с признанными экспертами анализировали стратегические приоритеты в современной педагогике. Поэтому образовательный проект Назарбаев Интеллектуальных школ, который в стране называют алтынсаринским, получит логическое продолжение в наступающем году.

 



Просмотров: 1015
Опубликован: 28 Декабря