Одним из приоритетных стратегических направлений деятельности АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» является трансляция накопленного опыта Интеллектуальных школ в систему образования страны.
Трансляция опыта Интеллектуальных школ осуществляется через организацию повышения квалификации педагогических работников страны, обучение студентов педагогических вузов, онлайн уроки и семинары для учащихся и учителей общеобразовательных школ, организацию и проведение ежегодной международной конференции, обучающих семинаров по изучению и внедрению инновационных подходов и международных практик, мастер-классов по интерактивным и активным методам и приемам обучения на уроке.
Большая подготовительная работа проводится по подготовке к пилотному внедрению обновленного содержания среднего образования и проекта нового ГОС НО в 30-ти общеобразовательных школах.
В целом, работа ведется по трем направлениям:
1) повышение квалификации и обучение учителей;
2) обмен передовым педагогическим опытом;
3) обновление содержания среднего образования.
1. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ
Понимая ключевую роль учителя в обновлении содержания школьного образования, в отчетный период проводилась масштабная работа по повышению квалификации педагогических работников страны.
Повышение квалификации проводится на базе Центра педагогического мастерства (далее - ЦПМ) по:
1) Уровневым программам повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, разработанным АОО совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (далее - уровневые программы);
2) Программе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан, разработанной АОО совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (далее - программа руководителей);
3) Программе повышения квалификации сотрудников Министерства образования и науки Республики Казахстан и его подведомственных организаций в рамках обновления содержания среднего образования;
4) Программе повышения квалификации учителей по развитию функциональной грамотности школьников в рамках проведения Международного исследования PISA;
5) Программе дополнительного профессионального образования для студентов выпускного курса педагогических специальностей и профессорско-преподавательского состава вузов;
6) Программе повышения квалификации педагогических кадров Назарбаев
Интеллектуальных школ «Управление конфликтами и стрессами в школе».
По уровневым программам повышения квалификации педагогических кадров прошли обучение 5104 учителя общеобразовательных школ страны. Дополнительно подготовлено 400 тренеров (по третьему (базовому) уровню – 180, второму (основному) – 149 и первому (продвинутому) – 71).
По программам третьего, второго и первого уровней обучались 40 учителей Республиканской специализированной физико-математической средней школы-интерната им. О. Жаутыкова.
Электронные версии учебно-методических материалов к уровневым программам и программе руководителей школ публикуются на образовательном портале сайта ЦПМ для свободного доступа слушателей курсов.
На курсах повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан из запланированных 1248 руководителей школ: обучились 583 руководителя общеобразовательных организаций, 665 человек продолжают обучение.
В рамках обновления содержания среднего образования разработаны программа и учебные материалы для повышения квалификации сотрудников Министерства образования и науки РК и его подведомственных организаций, которая направлена на ознакомление руководителей центральных органов управления образования страны с передовыми тенденциями развития современного образования в мире, лучшим опытом и практиками для содействия в принятии ими эффективных управленческих решений по вопросам обновления содержания среднего образования в Казахстане. Всего обучено 302 сотрудника.
Курсы обучения тренеров по программе повышения квалификации учителей по развитию функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA
Разработаны программы для обучения тренеров и повышения квалификации учителей по развитию функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Всего в ЦПМ обучено 115 тренеров из числа сотрудников АОО, ЦПМ, АО «Национальный Центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее - АО «НЦПК «Өрлеу»).
Обучение учителей общеобразовательных школ страны с целью подготовки к участию в международном исследовании PISA-2015 осуществляется тренерами АО «НЦПК «Өрлеу».
Курсы обучения студентов выпускного курса педагогических специальностей вузов по программе дополнительного профессионального образования
В рамках оказания методической и консультационной помощи Вузам РК, осуществляющим подготовку педагогических кадров, разработаны 3 программы: дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов вузов РК, осуществляющие подготовку педагогических кадров; повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов (специальный курс), разработанная на основе уровневых программ; дополнительного профессионального образования для студентов 4 курса вузов РК, осуществляющих подготовку педагогических кадров. За отчетный период проведено обучение в объеме 160 академических часов (аудиторное обучение) для 25 слушателей выпускников педагогических специальностей Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата.
В рамках курсов по Программе повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан на тему «Управление конфликтами и стрессами в условиях педагогического процесса школы» обучено 32 педагогических работника.
Посткурсовая поддержка педагогических работников
В процессе повышения квалификации большую роль играет посткурсовая поддержка педагогических работников, направленная на:
· создание единого информационного пространства сетевого взаимодействия учителей и коллективов организаций образования;
· дальнейшее усовершенствование знаний и навыков учителей и активизацию их деятельности по улучшению школьной практики;
· гибкое реагирование на проблемы учителей и новые потребности казахстанской школы;
· организацию и проведение посткурсового мониторинга результативности внедрения ключевых идей программ в школьную практику в целях достижения успешности обучения и конкурентоспособности учеников казахстанских школ.
Для этой цели используются методическая библиотека ЦПМ, образовательный портал, электронная методическая копилка ЦПМ, сетевое сообщество, блоги, форумы, вебинары, семинары, круглые столы и конференции.
Для оказания посткурсовой поддержки учителям посещено 804 школы, 1001 урок у 2210 учителей, проведено 157 тематических семинаров для учителей, обучившихся по уровневым программам, 77 обучающих семинаров для руководителей школ.
Наставничество
В 2014 году услуги наставничества впервые оказывались тренерам филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» в 10 городах страны. Всего оказаны услуги наставничества в рамках уровневых программ 132 тренерам ЦПМ и АО «НЦПК «Өрлеу». Также в рамках курсов повышения квалификации по программе для руководителей 6 пар наставников оказали услуги наставничества 16 тренерам ЦПМ в гг. Астана, Алматы.
Все директора, прошедшие обучение по программе руководителей, делились опытом на пленарных и секционных заседаниях Республиканского Августовского совещания работников образования.
88% из числа исследуемых школ (объем выборки - 674 школы) демонстрируют повышение показателей по ЕНТ.
Начата разработка программ повышения квалификации педагогических работников в рамках обновления содержания среднего образования по 15-ти направлениям: программа повышения квалификации учителей начальных классов с казахским и русским языками обучения в условиях обновления содержания среднего образования, для учителей предметников начальной школы; по предмету «Казахский язык» (L1): 5-11 классы, «Русский язык» (L1): 5-11 классы; «Казахский язык» (L2): 1-11 классы, «Русский язык» (L2): 1-11 классы; «Английский язык»: 1-11 классы; учителей языковых предметов по внедрению критериального оценивания в школах; учителей информатики в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан; по предмету «Информатика» и «ИКТ» по внедрению критериального оценивания; учителей естественно-математического цикла по организации проектной деятельности учащихся (6-9 классы); учителей естественно-математического цикла по предмету «Проектная деятельность» по внедрению критериального оценивания (6-9 классы); по предмету «Глобальные перспективы и проектная деятельность» (10-11 классы); по предмету «Глобальные перспективы и проектная деятельность» по внедрению критериального оценивания (10-11 классы); и для заместителей директоров школ по воспитательной работе в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.
2. ОБМЕН ПЕРЕДОВЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ
С целью распространения передового педагогического опыта в отчетный период проведена работа по следующим направлениям:
· Издание информационно-методического журнала «Педагогический диалог»;
· Издание методической литературы;
· Мастер-классы;
· Электронная методическая копилка;
· Видеофильмы о ходе реализации программ повышения квалификации;
· Взаимодействие со средствами массовой информации;
· Поддержка сетевого сообщества;
· Онлайн уроки и семинары;
· Международная конференция.
ЦПМ при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета издается информационно-методический журнал «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ» на казахском, русском и английском языках, зарегистрированный 28 июня 2013 года в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (ЮНЕСКО, г. Париж, Франция) с присвоением ему международного номера (ISSN 2308 – 7668).
Всего в 2014 году издано 4 номера журнала, которые посвящены актуальным вопросам обновления содержания среднего образования, методике преподавания и педагогики тиражом 8 тысяч экземпляров:
№1. Тема: «Развитие критического мышления»;
№2. Тема: «Оценивание для обучения и оценивание обучения»;
№3. Тема: «Лидерство и управление в образовании»;
№4. Посвящен итогам работы VI Международной научно-практической конференции АОО «Образовательная политика, практика и исследование».
В качестве методической ресурсной поддержки в рамках «Методической библиотеки Центра педагогического мастерства» изданы 54 методических пособия по следующим направлениям:
1. Международный опыт;
2. Теоретико-методологические основы реализации модулей уровневых программ;
3. Практические руководства для реализации уровневых программ повышения квалификации;
4. Практические руководства для реализации Программы повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций образования республики;
5. Мастер-классы;
6. Мониторинговые исследования;
7. Сборники эссе слушателей курсов;
8. Материалы курсов повышения квалификации.
Филиалы ЦПМ на регулярной основе проводят мастер-классы в поддержку уровневых курсов. В 2014 году проведено более 200 мастер-классов по направлениям «Система критериального оценивания», «Развитие критического мышления», «Работа с одаренными учащимися», «Новые методы преподавания», «Применение ИКТ в обучении» и другие.
На сайте ЦПМ регулярно пополняется электронная методическая копилка http://www.cpm.kz, содержащая лучшие методические разработки уроков учителей Интеллектуальных школ и учителей, прошедших обучение в рамках уровневых курсов.
Разработки охватывают учебные предметы гуманитарного (язык и литература, история, психология, искусство, познание мира и др.) и математического циклов, естественнонаучные дисциплины (химия, физика, биология). Всего размещено 194 разработки, которые структурированы на сайте ЦПМ по предметам и общедоступны для всех учителей страны.
Для освещения процесса модернизации системы повышения квалификации среди педагогической общественности страны организовано хорошее взаимодействие со средствами массовой информации, публикуются статьи на казахском и русском языках в региональных и республиканских средствах массовой информации.
По результатам проведенного медиа-статистического анализа установлено, что опубликована 341 статья, в том числе 7 в республиканских средствах массовой информации и 334 статьи в региональных СМИ.
Для поддержки сетевого сообщества слушателей курсов повышения квалификации и эффективной реализации курсов повышения квалификации полностью модернизирован и обновлен сайт.
Дополнительно в помощь слушателям курсов создан электронный глоссарий понятий и категорий уровневых программ и программы руководителей. Глоссарий доступен на казахском, русском и английском языках.
В сентябре 2014 года ЦПМ совместно с компанией Майкрософт Казахстан провел первый вебинар для тренеров с целью повышения ИКТ-грамотности тренерского состава. Они ознакомлены с бесплатным онлайн курсом компании Майкрософт «Обучение с помощью технологий».
Общее количество зарегистрированных пользователей портала в 2014 году составило – 39 000, посещений – 331 077. Изданы 4 номера, 8 000 экземпляров информационно-методического журнала «Педагогический диалог» на казахском, русском и английском языках,
Издано 54 методических пособия в качестве методической ресурсной поддержки библиотеки ЦПМ,
194 разработки для учителей пополнили электронную методическую копилку, созданы 2 видеофильма (5 видеороликов).
В 2013-2014 учебном году проведено 480 онлайн уроков. Содержание онлайн уроков направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся по математике, физике, химии, биологии, английскому языку и информатике для учащихся основной и старшей школы.
Трансляция онлайн уроков осуществляется через портал МОН РК ELP (elp.kz) на базе программного обеспечения Eluminate Live.
Вместе с тем, онлайн уроки транслируются в режиме реального времени на сайте (1.sabak.kz). Материалы онлайн уроков размещены на сайте АОО.
Учебные видеоролики и видеофильмы, созданные учителями, размещаются на канале NIS for You портала youtube.com.
Содержание онлайн семинаров направлено на обучение учителей общеобразовательных школ критериальной системе оценивания, проводятся учителями Интеллектуальных школ 1 раз в неделю по предметам: математика, физика, информатика, химия, биология, введение в науку, казахский язык, русский язык, английский язык, глобальные перспективы и проектная работа, искусство.
Проведено 48 онлайн семинаров. Все материалы уроков и семинаров (видеофрагменты, опыты, презентации) размещены на портале, учителя школ РК имеют возможность в онлайн режиме получать методическую и консультационную поддержку учителей Интеллектуальных школ.
В октябре 2014 года в целях широкого обсуждения вопросов обновления содержания среднего образования, внедрения трехъязычия в образовательную практику, сотрудничества учителей, нового видения школы 21 века, разработки учебных материалов, международной аккредитации школ, оценки функциональной грамотности учащихся в исследовании PISA организована Международная научно-практическая конференция «Образовательная политика, практика и исследование».
В международной конференции приняли участие более 500 человек из Казахстана, Франции, Армении, США, Великобритании, Нидерландов, Японии и России. В их числе стратегические партнеры Назарбаев Интеллектуальных школ - Назарбаев Университет, Кембриджский университет, Международный экзаменационный совет Кембриджа, Институт педагогических измерений Cito, Центр талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса CTY, Международный Бакалавриат.