Письма мастера дзен

Система повышения квалификации

Рекомендации по организации работы по профессиональному развитию Назарбаев Интеллектуальных школ в 2015-2016 учебном году


В целях наращивания кадрового потенциала Назарбаев Интеллектуальных школ (далее – Школы) продолжается работа по  развитию системы повышения квалификации педагогических работников, способствующей росту профессионализма педагога, который  включает  в себя не только предметные, дидактические, методические, психолого-педагогические знания и умения, но и личностный потенциал педагога, систему его профессиональных ценностей, убеждений и принципов.

     В 2015-2016 учебном   году концептуальные идеи системы повышения квалификации  продолжат развитие  через  различные  формы обучения, которые  будут складываться с учетом имеющихся ресурсов. При этом  формируются  сетевые  алгоритмы профессиональной деятельности педагогов в различных проектах.

    Комплексный  подход к организации профессионального развития и научно-методической работы и  определяет следующие приоритеты на учебный год:

  • проведение диагностики потребностей педагогических работников в повышении квалификации и профессиональных затруднений;
  • дидактическое и методическое сопровождение интегрированной образовательной программы (ИОП);
  • дифференциация обучения педагогов различного уровня педагогического мастерства;
  • разработка алгоритма адаптации молодых специалистов, учителей-ассистентов;
  • использование внутренних ресурсов (сертифицированных тренеров, учителей высокого уровня педагогического мастерства, учителей, прошедших обучение по различным программам и пр.) с целью осуществления каскадного обучения в рамках педагогического сообщества через менторинг и коучинг;
  • улучшение методики преподавания;

·         создание методических «копилок» и творческих лабораторий  по вопросам теоретических основ и результатов  деятельности педагогов в области содержания и методов образования  с использованием  возможностей сетевого взаимодействия на сайте Центра  педагогического мастерства;

·         развитие  исследовательских  навыков и культуры педагогов Интеллектуальных школ через проведение исследований практики в действии, участие в научно-практических конференциях, публикации в журналах с высоким импакт-фактором результатов исследований;

·         организация рефлексивной деятельности педагога, способствующей профессиональному саморазвитию;

·         организация профессионального взаимодействия с высшими учебными заведениями по развитию академических  и методических знаний учителей;

         С января 2015 года внутришкольные курсы в  Школах проводятся на безвозмездной основе. Данный формат проведения курсов   способствует эффективному использованию внутренних ресурсов школы, развивает  педагогическое сообщество школы и выводит на  новый уровень характер профессионального взаимодействия внутри коллектива. Теория и практика психологии, современная  андрогогическая концепция образования взрослых утверждает, что развитие личностных качеств, наибольший профессиональный рост происходят не в индивидуальной деятельности, а в групповом взаимодействии. Это определяет исключительную важность организации эффективного корпоративного обучения педагогов Школ, создание модели  «обучающейся организации».

         1.Планирование

Календарное планирование работы по профессиональному развитию педагогических работников осуществляется в соответствующем  разделе Плана развития школы (приложение 1) и нацелено на достижение  ожидаемых результатов согласно Стратегии развития АОО, основано на  результатах диагностики профессиональных запросов и затруднений педагогических работников  Интеллектуальных школ.

Обучение внутри школ производится согласно утвержденным директором  школы  учебным программам по  модулям:

   - «Казахский язык», «Русский язык» , «Английский язык»;

   - «Информационно-коммуникативные технологии»;

- «Педагогические знания».

Продолжительность обучения слушателей определяется учебными программами и оформляется приказом директора школы.

Формирование групп обучения осуществляется  на основе данных  стартового или текущего мониторинга языковых и ИКТ-компетенций, осуществляемого  Департаментом по управлению человеческими ресурсами, а также на основе  тестирования на  определение  уровня компетенций   преподавателем курса.

Наличие  действующего сертификата, подтверждающего высокий уровень языковых/ИКТ компетенций  является  основанием для освобождения от  посещения курсов по  соответствующей тематике. При этом следует отметить, что результативность обучения на курсах оценивается не только уровнем сдачи итогового тестирования, но главным образом, эффективностью применения языковых, ИКТ-компетенций и педагогических знаний, умений и навыков на уроке.

Допускается самостоятельное  обучение по языковым модулям при условии обязательства учителя обеспечить  результативность своего  обучения.

Тематика курсов по разделу «Педагогические знания» формируется исходя из потребностей  школы и с учетом наличия сертифицированых тренеров из числа педагогических работников Школ, высококвалифицированных учителей.

         Контроль качества  обучения осуществляют директор Школы, а также заместитель директора  по научно-методической работе. Отчет о проведении курсов ежемесячно не позднее 25 числа направляется в Департамент по управлению человеческими ресурсами.

        

         2.Диагностика профессиональных потребностей и затруднений

 

В основе процесса повышения квалификации педагогов Интеллектуальных школ лежит диагностика профессиональных потребностей и затруднений, на основе которой методические службы школ помогают учителям проектировать индивидуальные маршруты развития.  Основная цель диагностики профессиональных потребностей и затруднений педагогов – предупреждение негативных тенденций в организации процесса профессионального развития учителей, выявление барьеров в педагогической деятельности, направленной на повышение уровня профессионализма, внедрение инноваций, повышение качества преподавания и обучения.

Учитывая опыт работы учителей в Интеллектуальных школах, их практику обучения на различных курсах повышения квалификации, необходимо ежегодное проведение в онлайн-режиме диагностики (http://survey.cpi-nis.kz/):

ü по вопросу потребности в профессиональном развитии для учителей, вновь принятых на работу в Интеллектуальные школы: опрос и интервью педагогов вновь открытых Интеллектуальных школ (гг. Петропавловск, Актау, Алматы ХБН); индивидуальное анкетирование учителей, принятых в действующие школы;

ü по вопросу профессиональных затруднений для учителей действующих Интеллектуальных школ: по итогам учебного года; по исследованию предметных знаний.

 

3.Индивидуальный маршрут профессионального развития

         Планирование работы по профессиональному развитию строится на результатах диагностики профессиональных запросов и затруднений педагогов.

Результаты диагностики потребности и затруднений в профессиональном развитии педагогов Интеллектуальных школ используются для определения среднесрочных и краткосрочных целей и задач по повышению квалификации, планирования работы методической службы школы. Эффективность и действенность плана профессионального развития педагогов зависит от того, насколько  формы, методы и средства работы по повышению квалификации соотносятся с ожидаемыми результатами, и как эти элементы согласуются с целями и задачами.

В Интеллектуальных школах необходимо определить целевые группы педагогов с учетом  опыта работы в системе Интеллектуальных школ. Это позволит методическим службам правильно расставить акценты в подборе менторов и коучей для каждой группы учителей и составить дифференцированные программы профессионального развития:

В процессе оказания профессиональной поддержки педагогам НИШ должны активно использоваться на безвозмездной основе внутренние ресурсы школы: сертифицированные тренеры по различным направлениям и сертифицированные педагоги, прошедшие обучение по уровневым программам повышения квалификации. Данные программы нацелены на организацию эффективного процесса обучения учителей внутри школы (через коучинг и менторинг).

Учителя Интеллектуальных школ, прошедшие обучение по программе 1 (продвинутого) уровня организуют профессиональное сообщество учителей в школе и в сети Интеллектуальных школ, обеспечивают руководство группой учителей-коучей и учителей-менторов, развивают  у коллег понимание методов проведения исследований в сфере образования, планируют и проводят исследования в действии в масштабах школы. Учителя, прошедшие обучение по программе 2 (основного) уровня, также работают над организацией  профессионального сообщества учителей своей школы, совершенствуют  практику работы коллег в школе посредством менторинга и коучинга, проводят планирование и исследование в действии в рамках класса.

Таким образом, проектирование профессионального развития педагога строится  в соответствии со следующими ценностно-ориентрованными действиями:

В процессе обучения учитель проводит рефлексию собственной деятельности и вносит коррективы в планирование своего профессионального развития. На протяжении всего года от этапа диагностики до годового обзора учитель проводит сбор и анализ доказательной базы, что позволит ему не столько дать оценку своей деятельности, сколько увидеть сильные стороны своего профессионального развития и оценить стороны, требующие доработки на следующем этапе развития.

Все курсы повышения квалификации, организуемые в школе и за ее пределами, могут быть скомпонованы в 5 блоков: методика преподавания, языки и ИКТ; предметные знания; исследовательские практики; лидерство и управление; педагогическая культура и профессиональная этика. По каждому блоку разграничены формы обучения учителей, имеющих разный опыт работы в системе НИШ.  Такой подход позволит учителю Интеллектуальной школы целенаправленно выбрать модель и содержание собственного повышения квалификации с учётом опыта работы, уровня педагогического мастерства, способностей и интересов.

Педагоги с разным уровнем профессионального мастерства, работая в сетевом сообществе педагогов НИШ, не только повышают личный потенциал и развивают индивидуальные способности, но и совместно

пробуют новые идеи преподавания:

Это позволит педагогу сохранить  мотивацию к профессиональному росту. Создается совместное пространство, в котором учителя будут совместно искать ответы на профессиональные вопросы.

В процессе своей деятельности учитель Интеллектуальной школе, выбирая способ профессиональной самореализации, определяет направление, в котором будет происходить его дальнейшее развитие. И направление это может быть не только вертикальным (т.е. движение по «карьерной лестнице»), но и горизонтальным. Развитие «вверх» дает возможность человеку раскрыть свои таланты компетентного менеджера. Развитие по горизонтали позволит личный опыт учителя сделать достоянием всей сети.

НИШ.

Горизонтальная карьера является наиболее привлекательным направлением, поскольку  предполагает профессиональный рост: повышение уровня педагогического мастерства, увеличение знаний и навыков, а также получение уникальных умений, которыми обладает небольшое число учителей, что делает их весьма ценным и порой незаменимым сотрудником в Интеллектуальной школе. Это рост до Мастера своего дела. Деятельность исходит из потребности творить, поэтому ее процесс не просто приносит удовольствие, но и выводит педагога на качественно иной уровень жизни.

 

            Итоги  профессионального развития учителя за  учебный год осуществляется по форме  обзора профессиональной практики  учителя (приложение 2). Структура обзора  способствует развитию рефлексивной практики учителя, демонстрирует результативность  работы учителя по направлениям деятельности.

Заместитель директора по научно-методической работе   по итогам учебного года формирует аналитический отчет.

 

4.Развитие сетевого профессионального взаимодействия

Сетевое профессиональное взаимодействие педагогов Интеллектуальных школ будет осуществляться на портале Центра педагогического мастерства. В 2015-2016 учебном году  рекомендована следующая тематика в формате творческих лабораторий:

1.Тематический блок «Улучшение качества преподавания»:

- «Дизайн  мышления»;

-«Развитие одаренности детей»;

-«Развитие языковых компетенций учащихся на уроке»;

-ТРИЗ – теория  решения изобретательских задач»;

-«Развитие критического мышления учащихся»;

-«Исследование в действии как инструмент улучшения практики»

2.Тематический блок «Поддержка интегрированной образовательной программы»:

-«Планирование урока»;

-«Разработка тестовых заданий»;

-«Применение оборудования»;

-«Академическая честность»;

-«Лидерство учителя».

3.Тематический блок «Развитие компетенций приравненных  к педагогическим работникам»:

-«Психологическая служба Интеллектуальных школ»;

-«Профориентационная работа»;

-«Работа с ассистентами учителей»;

-«Работа с кураторами Интеллектуальных школ».

 

Также функционирует системно методический комплекс (СМК) -единая образовательная платформа для оказания методической и учебной поддержки учителям и учащимся Интеллектуальных школ. СМК является информационной площадкой для творческого развития, профессионального  роста и сотрудничества педагогов, дает возможность:

-учителям эффективно использовать новые технологии в приобретении навыков широкого спектра учащимися и овладевать информационными технологиями;

- обеспечения  учителям и учащимся равного доступа к необходимым ресурсам, обмена опытом и развития сетевого взаимодействия.

- учащимся Интеллектуальных школ самостоятельного изучения тем учебных программ, закрепления материала по пройденным темам и развития навыков поиска информации.


Просмотров: 3922