Выступления

Выступление Председателя Правления АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Куляш Шамшидиновой на Августовской конференции учителей Назарбаев Интеллектуальных школ 19 августа 2015 года


Августовская конференция учителей

Назарбаев Интеллектуальных школ 

 

Роль современной школы в становлении личности учащегося 

Уважаемые коллеги!

 Место образования в любом государстве определяется той ролью, которую играют в общественном развитии знания людей, их опыт, умения, навыки, возможности профессионального и личностного роста. 

Эта    роль принципиально изменилась в последние десятилетия в связи с социально-политическими и экономическими процессами в мировом сообществе.

 Сегодня мир стоит перед многочисленными вызовами, объем и характер которых уже давно превысил прогнозные и измеримые  параметры. Украинский кризис, феномен «исламское государство», активная политика санкций, усугубляющийся финансовый кризис, новые быстроменяющиеся технологии - это только часть непредвиденных процессов и явлений, которые коренным образом меняют развитие мира. 

 Растущее напряжение, политические, экономические и социальные изменения являются серьезным индикатором того, что необходимо менять знакомые схемы и темпы развития в региональном и глобальном пространстве.

 Для противостояния этим вызовам Главой государства в программных документах «Программа индустриализации», «Нурлы жол», "100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ"  предложены конкретные меры.

Происходящие  изменения требуют качественного повышения человеческого, интеллектуального       потенциала стран и выдвигают сферу образования на       первый план общественного развития в связи с тем, что:

– переход к  информаци­онному обществу, значительное расширение масштабов 

межкультурного

 взаимодействия требуют развития  навыков ком­муникабельности и толерантности;

 –рост глобальных проблем, ко­торые можно решать в рамках международного сообщест­ва, требует формирования современного мыш­ления у молодого поколения;

  –рост конкуренции, сокращение сферы неквалифицированно­го и малоквалифицированного труда, глубокие структурные изменения в сфере занятости  опре­деляют потребность в повышении профессиональной мобильности людей;

 – возрастание роли человеческого капитала, который в развитых странах составляет 70-80 % национального богатства, обусловливает интенсивное, опережающее развитие образования, как молодежи, так и взрослого населения.

В условиях ускоренного развития, расши­рения возможностей политического и социального выбора, общество, школы должны готовить молодежь к осознанному личному выбору, направленному  на созидание, и развивать  ответственность  за свое принятое решение.

 Важным фактором в развитии образования становится   формирование у учащихся умений учиться, навыков самостоятельной когнитивной   деятельности с использованием современных  информационных технологий.

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, создают предпосылки для выработки новых целей образования, ориентированных на  личность ребенка и его  внутренний мир.  Принципиальная цель образования, как считает Пиаже,  заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения. По мнению Джона Дьюи –известного философа и педагога, мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить их сегодня так, как учили этому вчера.

Поэтому в основу нашей Интегрированной образовательной программы заложен системно-деятельностный подход, при котором учащиеся не получают знания в готовом виде, а добывают их сами в процессе собственной учебно-познавательной деятельности. Программа  обеспечивает интеграцию  академической подготовки учащихся и развитие их самостоятельности на основе сочетания учебной, проектной и исследовательской деятельности. Тесная межпредметная связь, практико-ориентированность, связь содержания учебных предметов с жизнью способствуют формированию у учащихся целостного восприятия окружающей действительности и функциональности приобретаемых знаний и навыков.

Главным нашим достижением является то, что мы смогли объединить воспитание с обучением на основе ценностей Мәңгілік ел.  Воспитательной  работе будет посвящено отдельное пленарное заседание.

 Апробация Интегрированной образовательной программы в целом показала ее эффективность. Результаты мониторинга  свидетельствуют, что у учащихся кроме предметных знаний и умений, развиваются навыки анализа, синтеза, критического мышления, творческого применения знаний  и другие.  

Подтверждением тому, что мы движемся в правильном направлении, является мнение экспертов  ОЭСР в Обзоре среднего образования в Казахстане (2014 г):  «Назарбаев Интеллектуальные школы уже стремятся обучить своих учеников навыкам ведения научных исследований, решения проблем и навыкам критического мышления. При этом в процессе проведения оценки уровня успеваемости и достижений учеников, Интеллектуальные школы используют критерии, требующие от учащихся всех навыков мышления».

Таким образом, нами  создана инновационная образовательная программа, сопоставимая с международно-признанными и являющаяся  интеллектуальной собственностью страны.

Вместе с тем, системный мониторинг процесса внедрения Интегрированной образовательной программы выявил и ряд проблем.

Так, не все учителя могут на практике эффективно осуществлять межпредметную интеграцию, которая предполагается в учебных программах и планах.

Поэтому наряду с продолжением обучения учителей новым подходам и методам в преподавании, необходимо формировать культуру самообразования, традиции менторства и сотрудничества среди педагогов. Важно, чтобы учителя становились профессионалами своего дела: аналитиками и исследователями своей практики.

Что касается  содержания учебных программ, то наряду со значительными преимуществами есть   ряд недостатков, которые  устраняются.

 Так,  по казахскому и русскому  языкам выявлен риск недостаточной степени  формирования   навыков  грамотного использования языка   в устной и письменной речи. В связи с этим  в учебных программах   усилены разделы по грамматике.  

Пересмотрены  учебные программы по предметам естественно-математического цикла для обеспечения преемственности  и согласованности  содержания между предметами физика, химия,  биология.

В  учебную программу основной школы по математике внесены изменения  в связи с частичным дублированием  материала, что позволило включить  в программу старшей школы   разделы  и темы, необходимые для подготовки учащихся к экзаменам международного уровня (SAT, SET и др.).

Результаты экзаменов также показали необходимость совершенствования учебных программ. Так, у учащихся не достаточно развит навык грамотного чтения, что сказалось на качестве выполнения заданий по всем предметам.  Между тем читательская грамотность или навык  осмысленного чтения различных материалов являются особенно важными в  современном  контексте технологий и Интернета. Из-за обилия информации, дети читают, «как серфингисты катаются по волнам», не погружаясь в суть материала.

Учащиеся на экзаменах также испытывали затруднения при выполнении заданий на стыке наук - физики, химии, биологии, слабо интегрируют знания по физике и экономике при решении задач по математике, химии, биологии, не достаточно владеют навыками работы с графиками, рисунками, таблицами, затрудняются в объяснении причинно-следственных связей при характеристике различных  процессов и явлений.

Требуют дальнейшего развития навыки экспериментальной деятельности, эффективного распределения времени при выполнении практической части экзамена. Оставляют желать лучшего навыки применения инженерных калькуляторов и использования справочной литературы при решении задач.

Следовательно, необходимость изменений в учебных программах подтверждается не только результатами мониторингов, но и результатами экзаменов.

Оценивание необходимо, чтобы понять, как обучаются дети, где есть проблемы и как улучшить преподавание и образовательный процесс. Поэтому учителям необходимо тщательно проанализировать качественные показатели результатов экзаменов,  сопоставить   организацию текущего формативного и внутреннего суммативного оцениваний   с требованиями внешнего суммативного оценивания.

 Интегрированная образовательная программа по каждому предмету содержит ряд тем, которые отсутствуют в ГОСО. Результаты экзаменов показали, что именно по этим темам больше всего затруднений испытывали учащиеся  при выполнении заданий. Учителя не готовы  обучать учащихся по темам, которые отсутствуют в содержании подготовки самих педагогов в вузах. 

Все эти проблемы необходимо учесть при организации курсов  повышения квалификации учителей и при совершенствовании Интегрированной образовательной программы.

 В целом все изменения, внесенные в учебные программы и планы направлены на повышение эффективности и продуктивности процесса обучения.

Сам факт того, что в процессе апробации вносятся определенные коррективы в содержание, является вполне нормальным. Содержание школьного  образования  требует постоянных изменений.    

Многие страны систематически  совершенствуют свои стандарты и программы. Например, в Финляндии с 2016 года будет внедряться новая Рамка Национального куррикулума. Ее особенностью является  «обучение, основанное на феноменах» - переход от «предметов» к междисциплинарным темам, т.к. учащимся необходимы более интегрированные знания и навыки о реальных жизненных проблемах. И нам необходимо продолжить совершенствование Интегрированной образовательной программы в этом направлении.

В новом  учебном году будут апробированы  учебные планы по всем предметам в 3-х и 10-х классах. Тем самым, мы закончим их апробацию  в основной, а через два года - в начальной школе. Наряду с этим мы продолжим работу по признанию нашей Образовательной программы зарубежными вузами, результатов обучения учащихся в старшей школе казахстанскими вузами.

Элективные курсы в основном будут направлены на  развитие критического чтения и письма учащихся, дизайн-мышления, навыков решения творческих и изобретательских задач, ментальной математики с целью  изучения  инновационных  методов   создания продуктов и услуг, ориентированных на человека.

Инновации необходимы,  чтобы видеть мир не таким, какой он есть, а таким, каким он мог бы быть, считает бизнес-консультант Роджер Мартин.

Как сказал когда-то Эйнштейн, «мы не можем решать проблемы, используя тот же тип мышления, который мы использовали, когда создавали их». В современном мире «догоняющее развитие» уже не востребовано.

Уважаемые учителя!

 

 

Об эффективности реализуемого содержания свидетельствуют  результаты учебных достижений учащихся. 

 Ежегодно выпускники 12 классов сдают международный экзамен IELTS. Средний балл по всем школам в этом году составил  5,8, а в школах, где экзамен сдают более 3-х лет, средний балл составил 6,1. 729 учащихся или 42,9%  от общего числа  сдававших экзамен имеют средний балл 6 и  выше.  Из них  149 учащихся или 8,8% показали очень высокий результат  - от 7  до  8  баллов.

Учащиеся Интеллектуальных школ  на добровольной основе сдавали  международные экзамены SAT-1 и SAT-2, и имели результаты, достаточные для поступления в топ- ВУЗы США.

Уже второй год наши выпускники сдавали экзамены внешнего  оценивания, разработанные МЭСК и сопоставимые с международным уровнем А-level.

Следует отметить, что проведена   большая работа по соблюдению принципов академической честности. В результате экзамены проведены в соответствии с процедурами, и  учащиеся всех 10 школ получили сертификаты МЭСК.

37 учащихся по итогам этих экзаменов имеют очень высокие результаты по всем предметам, что позволяет  им претендовать на поступление в Назарбаев Университет  сразу на первый курс. 36 выпускников этого года,   минуя Foundation,  уже зачислены на первый курс.

Впервые выпускники Интеллектуальной школы г.Астаны сдавали экзамены Международного Бакалавриата. Из 41 учащегося 37 получили Диплом Международного Бакалавриата, что составляет 90,2%, в то время как в мире в 2014 году обладателями Диплома МБ стали только 79 % кандидатов, для которых английский язык является родным, в отличие от наших детей.

Уважаемые коллеги!

Это результаты  труда учителей, родителей и учащихся. Тем не менее,  мы должны продолжить работу по развитию педагогического  мастерства наших учителей. Система повышения квалификации педагогов Интеллектуальных школ прошла в своем развитии этапы «становления» и «роста». Сегодня мы находимся на этапе «зрелости»,  и СПК  должна  гибко реагировать на современные потребности развития образовательной системы. Необходимо адресное планирование повышения квалификации для разных категорий учителей: вновь принятых,   ассистентов- учителей,  сертифицированных учителей, учителей, которые готовы наращивать  свой уровень педагогического мастерства,  кураторов, психологов, консультантов по профориентации.  

Для этого следует активнее  вовлекать  собственные человеческие ресурсы в лице 420 сертифицированных учителей-тренеров и первых наших 24 выпускников магистратуры Назарбаев Университета.

Мы  продолжим работу по повышению исследовательской культуры учителей. В прошлом учебном году семь  педагогов  Интеллектуальных школ приняли участие или получили приглашение для участия  в международных научных конференциях с высоким импакт – фактором. Необходимы новые курсы, так как потребности современных учащихся развиваются столь же быстро, как и новые технологии, которые конкурируют за их внимание. Поэтому следует  продолжить обучение   учителей развитию у детей навыков критического чтения и письма, ментальной математики, дизайн-мышления, решения изобретательских задач. Только когда учитель сам  становится проектировщиком, дизайнером учебного процесса, он принимает решения, которые нужны именно его ученикам, может направлять свои творческие способности на решение проблем, которые есть в классе. Лишь взяв на себя ответственность, можно повлиять на жизни своих учеников и внести свой вклад в  их развитие.            

Эффективность обучения на  курсах повышения квалификации и качество педагогического труда будут  оценены с использованием    новой   системы аттестации педагогических работников, которую мы проведем   в ноябре.

Уважаемые коллеги!

Мы живем в век ускоренного развития, когда высокий динамичный темп сохраняется на протяжении всей жизни человека.

Сегодня успешная, всесторонне развитая личность является не только высокообразованным, компетентным профессионалом, который обладает знаниями, целеустремленностью, способностью делать правильный нравственный, социальный и профессиональный выбор, но и умеет ладить с людьми, гибко  мыслить, защищаться от стрессов, социализироваться и быть принятым в обществе.

В современном мире все больше обостряются психологические проблемы людей.  Особенно чувствительны к ним дети и молодежь.

Среди этих проблем эксперты  особо выделяют различные виды зависимостей: неправильное пищевое поведение, зависимое отношение к ценностям и деньгам, информационные зависимости (интернет-зависимость и зависимость от гаджетов), агрессия, проблемы психического здоровья, депрессии, подавленные эмоции и другие.

Массовое вовлечение в  электронные социальные сети приводит к  поверхностному мышлению, оказывая отрицательное воздействие на умственное развитие и межличностные взаимоотношения детей.

Всё это требует от современных педагогов глубоких знаний возрастных особенностей  психического развития детей.

Основные направления деятельности психолога в школе предусматривают оказание квалифицированной помощи учащимся и их семьям в разрешении учебных и личностно-социальных проблем, в выборе образовательного и профессионального маршрута, в гармоничном развитии личности.

Своевременно оказанная психологическая помощь поможет  учащемуся мобилизовать свою эмоциональную, волевую и познавательную активность, настроиться на преодоление возможных трудностей в обучении, актуализировать необходимые учебные умения.

Решением  Правления АОО  в составе Ситуационного центра создана Психологическая служба, которая будет заниматься психолого-педагогической поддержкой учащихся,  родителей и учителей.

Психологическая поддержка  педагогического процесса   на основе  современных методов инновационного развития личности учащегося  является важным условием становления и развития самосовершенствующейся социально успешной личности.

         Уважаемые коллеги!

В развитии навыков и способностей учащихся мы недостаточно используем летние каникулы. Наряду со ставшими уже традиционными проектами, необходимо расширить возможности летних школ. В  этих целях изучен опыт топовых вузов мира в этом направлении. В настоящее время создана рабочая группа по разработке программ летней школы, подготовке тренеров совместно с университетами  Стенфорда, Беркли и организацией Abacus Mental Arithmetic в Малайзии. 

Уважаемые коллеги!

Мы можем быть успешной школой только тогда, когда наши выпускники будут успешными во взрослой жизни. Основным компонентом успешности является правильно выбранная профессия.

Необходимо создавать индивидуальную программу профориентации    каждого выпускника с целью  подготовки к поступлению в топовые вузы мира. Для этого в прошедшем учебном году мы обучили инспекторов современным методам профориентации школьников.

Проведена системная работа с выпускниками и родителями по выбору профессии и ВУЗа обучения. В результате 307 выпускников (18%) поступили в Назарбаев Университет, в том числе 36 зачислены на первый курс. 1192 выпускника или 70% поступили в другие казахстанские вузы. 61 выпускник или 4% поступили в вузы ближнего зарубежья в трех странах, 139 или 8%- в вузы дальнего зарубежья в 17 странах.

Из общего числа поступивших выпускников 1553 или 91% получили  Грант, среди них 153 ученика -  международный грант в 14 странах мира.

Для грамотной консультационной поддержки учащихся и родителей в выборе профессии и вуза,  необходимо, чтобы инспекторы по профориентации владели языками, помогали учащимся  в выборе профильных предметов в старшей школе, были знакомы с требованиями вузов, содействовали в подготовке документов и регистрации для поступления.

Уважаемые учителя!

В течение последних двух лет проведена большая работа по трансляции содержания образования Назарбаев Интеллектуальных школ в систему образования страны.

Разработан стандарт начального образования (ГОС НО), 17 учебных программ, 12 учебных планов, 20 методических рекомендаций по критериальному оцениванию. Проведено 117 семинаров с участием 100 учителей общеобразовательных школ, 120 учителей пилотных школ  и 40 ученых страны.

Министерство образования и науки РК с нового учебного года начинает  Проект по апробации обновленного содержания образования в 30 пилотных школах.

Для работы в условиях обновления содержания образования на краткосрочных курсах ЦПМ обучены 556 учителей, 84 директора и заместители директоров пилотных школ. 535 учителей обучены технологии применения критериального оценивания.

184 специалиста подготовлены для  мониторинга апробации обновленного содержания образования. Среди них:  представители Министерства образования и Национальной Академии,   областных управлений образования, городских и районных отделов образования, методических кабинетов, представителей региональных ЦПМ.

Обновление содержания образования - это для нас огромный вызов и серьезное испытание, которые потребуют высокой организации, ответственности, дисциплины, мобильности каждого нашего сотрудника, сплоченности коллектива, взаимоподдержки и взаимопонимания.

Кроме того, каждый из нас должен обеспечивать тесную связь с Министерством образования,  Национальной Академией, областными управлениями образования, педагогическими коллективами пилотных школ.

Необходимо  продолжить  работу по повышению квалификации учителей и руководителей общеобразовательных школ.

Уважаемые коллеги!

Открыты все 20 Назарбаев Интеллектуальных школ. Главой государства, Правительством Страны, Нашим Попечительским Советом созданы все условия для организации учебно-воспитательного процесса.

К нам поступают дети, показавшие способности к изучению естественно-математических наук. Мы должны сделать все, чтобы оправдать высокие ожидания детей, родителей, общества в целом!

 Разрешите Вас поздравить с началом нового учебного года  и пожелать Вам успешной работы и хороших результатов.

Спасибо за внимание!


Просмотров: 8898