Выступления

Выступление Председателя Правления АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Куляш Шамшидиновой на Республиканском Августовском педагогическом совещании работников образования РК 25 августа 2015 года


Августовское совещание работников образования   

Инновации в образовании как условие становления 

 новой культуры педагогического сообщества 

 

К.Н.Шамшидинова-Председатель Правления

 

АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы»

 

Уважаемые участники августовского совещания!

Лейтмотивом  моего выступления не случайно стали слова известного  философа и педагога Дьюи "Мы лишаем детей будущего, если продолжаем учить их сегодня так, как учили этому вчера".

Дети от рождения самой природой запрограммированы на обучение, необходимо поддерживать природное стремление к учебе, к новому, учиться на своих  академических неудачах и благодаря им становиться сильнее. Каждому ребенку для достижения профессионального и финансового успеха во взрослой жизни необходимо  выработать собственную формулу победы.

В течение всей школьной жизни ученики проводят более 17 тысяч часов в классе. За это время их обучают  как минимум 40 разных учителей. Они значительным образом влияют на становление ребенка.  И каким бы качественным не было их вузовское образование, его никогда не  будет  достаточно,  чтобы  подготовить  педагога  ко  всем  вызовам, с которыми он сталкивается на своем профессиональном пути.

Поэтому культивирование новой педагогической культуры, преодолевающей разрыв между традицией и инновацией- необходимая реальность.

Япония существенно перестроила педагогическое образование более пятидесяти лет назад. Финляндии понадобилось тридцать лет для  создания лучшей в мире школы. Азиатские страны за два десятка лет создали выдающиеся школы.

Мы можем справиться за более короткие сроки,  если будем использовать мировые наработки и опыт деятельности школ страны, отказавшихся от привычного взгляда на образование.

 Может ли школа стать центром компетенций и обеспечить профессиональное развитие хотя бы своего педагогического коллектива?

Именно в школе должна быть создана профессиональная среда и особая организационная культура, поддерживающая всех, кто стремится повысить квалификацию, что требует смещения центра профессионального развития непосредственно в школу.

Каждая школа,  имеющая свой костяк успешных учителей, сможет организовать  постоянно действующую систему повышения педагогического мастерства педагогов.  Системы оплаты и аттестации должны  мотивировать  учителей на постоянный поиск,  совершенствование собственной педагогической практики и потребность делиться с коллегами лучшими достижениями, наработками.

Здесь я хочу  сказать о вертикальном и горизонтальном карьерном росте учителя. Страна не может предоставить всем хорошим учителям должности директора и заместителя директора школы просто потому, что их столько нет в наличии. Тогда надо подумать о горизонтальном карьерном росте  учителя.

 Для него  такая  карьера является наиболее привлекательной, поскольку  предполагает профессиональный рост: получение новых знаний и уникальных навыков, что приводит к повышению уровня педагогического мастерства.  

 В Интеллектуальных школах мы разработали шести-уровневую систему профессионального роста учителя. Это рост от начинающего учителя до профессионала, Мастера своего дела, с  соответствующим  увеличением  поля  ответственности.

Уровни  педагогического мастерства  и профессионализма постоянно подтверждаются учителями через каждые три года при аттестации.

Я уже  говорила, что основой для внутришкольной системы профессионального развития могут стать группы учителей в школе, районе, области.

Для создания таких групп предлагаю несколько наиболее реальных путей:

1)    Обучение учителей на уровневых курсах повышения квалификации.

Это уже позволило  создать в регионах критическую массу педагогов, которая будет открыта  к изменениям и обновлению содержания образования.

2)    Сотрудничество школ с педагогическими вузами.

 Например, в Кембридже сеть  из 13 школ работает в тесном сотрудничестве с факультетом образования Университета. Они получают постоянную поддержку от университета, имеют доступ к исследовательской базе и ресурсам  факультетов. Учителя сети имеют возможность обучаться по специально разработанной магистерской программе без отрыва от работы в школе. Сотрудники университета на постоянной основе получают обратную связь от школы, что способствует качеству подготовки учителей. 

 3)    Обучение по магистерской программе «Управление в образовании» в Назарбаев Университете без отрыва от производства.

24 учителя Интеллектуальных школ завершили обучение и в настоящее время применяют свои навыки на практике в школе, 22 -  продолжают обучение.

Для профессионального роста учителя в наших школах мы также используем  всем известный, но пугающий учителей подход, как взаимопосещение уроков. Но мы изменили цель данного подхода. Уроки посещаются  не ради контроля, а ради обмена опытом и обучения. Каждый педагог представляет собой ценность – ценность, которая  конвертируется в другие ценности.

Успешное профессиональное развитие каждого отдельного учителя невозможно представить без коллективного процесса обучения, когда есть возможность обмена  опытом  и совместного улучшения   практики  преподавания.

 Реформатор в сфере образования Лоуренс Стенхауз, сказал, что «только учителя смогут изменить среднюю школу, поняв ее изнутри».

Поэтому, в наших школах   большой акцент делается на развитие потенциала «учителей–исследователей». Исследования  Аction research и Lesson Study, проводимые учителями Интеллектуальных школ,  способствовали постоянному  сотрудничеству с коллегами, развитию навыков предоставления и получения конструктивной критики. Учитель учится быть  критическим другом, а не критиком. Такой подход  не только улучшает ежедневную практику учителей, но и дает  понимание  своей  роли за пределами класса, школы и региона, поднимая самооценку педагогов.

Значимость новых инновационных подходов в деятельности учителя подчеркивал родоначальник теории детского познания, швейцарский психолог, философ Жан Пиаже: «Принципиальная цель образования заключается в создании людей, которые способны делать новые вещи, а не просто повторять то, что делали другие поколения - людей творческих, изобретательных и открывателей».

21 век - век сетевого столетия. Интенсивный обмен информацией посредством социальных сетей позволяет учителю быть всегда в тренде.

 Эффективная платформа для учителя – педагогические сообщества, формальные и неформальные.  Так, в наших школах создан Системно-методический комплекс, в котором собран значительный методический материал для учителей и учащихся Интеллектуальных школ, для учителей 30-пилотных школ. Функционирует дискуссионная площадка.

Также создана диалоговая площадка в  Центре педагогического мастерства для учителей,  прошедших  уровневые курсы.

Существуют и неформальные платформы. Многие учителя активно используют формат «Гугл» (Google), «Ватсапп» (WhatsApp), поддерживают коммуникации через Скайп (Skype), пользуются Фейсбуком. Конечно, появление таких платформ неизбежно и своевременно. Во всем мире профессиональные сетевые сообщества учителей - мощное средство поддержки учителя,  ведь умение вести профессиональный диалог -  Искусство! 

Сетевое сообщество педагогов  не может быть стихийным, оно должно опираться на серьезную научно-методическую базу,  обеспечивающую взаимодействие  практики, опыта и науки. Министерство образования и науки, Национальная Академия образования могут организовать ученых высших учебных заведений  страны для осуществления модерации методических материалов учителей, конструктивных обсуждений, консультирования и обучения необходимым навыкам.

Мир стремительно изменяется на наших глазах, ставя перед человечеством серьезные глобальные проблемы на пути устойчивого развития не только образования, но и экономики и общества.

Но, как говорил Эйнштейн, старые проблемы нельзя решить, не изменив при этом модель мышления, породившую их.

В этих условиях становится очевидным, что именно в инновациях в образовании, мы видим будущее. В современном мире «догоняющее развитие» уже не востребовано.

         


Просмотров: 8391