Выступления

Выступление Председателя Правления АОО "Назарбаев Интеллектуальные школы" Куляш Шамшидиновой на Республиканском Августовском педагогическом совещании работников образования РК 23 августа 2013 года


 Уважаемые участники республиканской августовской конференции!

     В условиях глобализации общества особо актуальной  становится мобильность человеческих ресурсов. Быстро меняются требования к профессиональным навыкам в условиях динамично развивающегося рынка труда, идет смещение фокуса от сырьевой промышленности к экономике услуг, увеличивается востребованность в высококвалифицированных специалистах на всех уровнях. При этом работа базируется больше на проектной деятельности и сотрудничестве разных заинтересованных сторон, трудовая деятельность становится более разнообразной, в ее основу положены  навыки сетевого взаимодействия.

 Важность развития навыков широкого спектра подтверждается результатами научных исследований, проведенных в России и показывающих несовпадение мотивации специалистов к карьерному росту с требованиями рынка труда. Эти данные свидетельствуют о том, что с возрастом работник узкой специальности испытывает дефицит тех навыков, которые востребованы на современном рынке труда, а именно, критического и творческого  мышления, способности думать и принимать решения под давлением обстоятельств и в кратчайшие сроки.

      Поэтому  сегодня, прежде всего с точки зрения новых требований рынка труда, становится актуальным, важным формирование у учащихся навыков широкого спектра, которые являются инструментом обучения в течение всей жизни. Подход «Одна профессия на всю жизнь» становится не актуальным. Вопрос  не в том, что масштабы  глобальных изменений в мире создают определенную угрозу для всего человечества, а в том, что необходимо правильно реагировать на вызовы времени и принимать верные  решения.

     Для ответа на возникающий закономерный вопрос «как подготовить?» следует вспомнить цели образования, сформулированные Жаком Делором президентом Международной комиссии ЮНЕСКО по проблемам образования в XXI веке: научиться познавать, научиться делать, научиться жить вместе, научиться жить.

  При разработке экспериментальной интегрированной образовательной программы Назарбаев Интеллектуальных школ совместно со специалистами Кембриджского Университета мы в первую очередь определили ценности школьного образования исходя из вышеизложенного. Затем приступили к определению образовательных результатов на «выходе» из школы. Только после этого определили содержание образования для начальной, основной и старшей школ.

   Далее определили систему оценивания результатов обучения, уточнили особенности организации образовательного процесса и приступили к разработке учебных программ и планов по предметам.

        Наша интегрированная образовательная программа ориентирована на применение полученных знаний, поиск и обработку информации путем анализа и синтеза, критическое мышление, самостоятельное обучение и сотрудничество, направленные на умение решать проблемы и быть успешными.

     Для оценивания этих навыков разрабатывается и внедряется критериальное оценивание. В отличие от традиционного установлены единые критерии оценивания, такие как  знание и понимание, применение знаний, работа с информацией, критическое мышление и рефлексия, навыки практической  и экспериментальной деятельности.

       Критерии четко соотнесены с целями обучения и используются для постоянной обратной связи с учащимися и родителями,  корректировки в организации учебного процесса класса в целом и индивидуальной  помощи  каждому ученику  по слабо усвоенным темам. Велика роль критериального оценивания, как «оценивания для обучения».

    Согласно результатам анкетирования, проведенного Университетом Кембриджа среди учащихся и родителей Интеллектуальных школ, благодаря критериальному оцениванию,  85% учеников  и 84% родителей знают, что нужно делать, чтобы улучшить результаты обучения.

           Но применение критериального оценивания возможно в рамках содержания, имеющего четко определенные цели и ожидаемые результаты обучения.

     Для измерения достижения результатов обучения необходимы особые инструменты (критерии, рубрики, дескрипторы) и подготовка учителей по их использованию. Это позволит  не просто ставить баллы, а получать информацию о степени достижения конкретных результатов обучения, предоставлять обратную связь учащимся и родителям, совершенствовать содержание образования.

      По данным Всемирного банка (2012) одним из факторов, препятствующих повышению качества и значимости системы образования, является недостаточность внимания к измерению навыков учащихся и взрослого населения.

        Традиционно в содержании  школьного образования устанавливались предметные знания, умения и навыки, которые  оценивались с помощью 5 балльной шкалы.  Единое национальное тестирование так же в основном оценивает объем полученных предметных знаний. Актуальность данной проблемы подтверждают  результаты международных исследований PIZA. Как вам известно, мы в ней почти завершаем список.

   Данные, полученные при отборе детей в Интеллектуальные школы, тоже соответствуют требованиям  традиционной системы оценивания в общеобразовательных школах страны.

      Приведу примеры. Система конкурсного отбора учащихся в 7 классы на грант «Өркен» направлена на отбор детей, способных к изучению естественно-математических наук, и включает  задания, ориентированные на проверку функциональной грамотности учащихся.

      Результаты отбора  учащихся, проведенного  в 8 городах страны, показали, что только 51% учащихся с казахским и 67% с русским языками обучения соответствуют минимальным требованиям, установленным  по математике- 14 баллов из 40 или 35%. При этом они  испытывали трудности при выполнении заданий на применение знаний с использованием рисунков,  графиков,  диаграмм.

       Второй пример. Качество знаний поступивших  учащихся в новые Интеллектуальные школы в городах Караганды, Актобе,  Шымкент составляло 98%. Мы приняли лучших учащихся из системы образования.

        А результаты нашего традиционного стартового мониторинга учащихся по математике, физике, химии на оценку знаний, умения их применять, анализировать информацию и по английскому языку – на оценку навыков по четырем видам речевой деятельности показали качество знаний у учащихся 9 классов   от 2% до 4%.

        Но все это не значит, что дети плохо учились. Учащиеся  показали то, чему их научили. А школа  выполняет стандарт, а не то, что мы от нее ожидаем.

       На данном этапе в стране сделано несколько позитивных шагов в определении содержания образования и ожидаемых результатов обучения. Так, в ГОСО (от 23 августа 2012 года №1080), который вводится во всех школах с 1 сентября 2013 года, предусмотрено оценивание достижений учащихся по трем аспектам: личностные, системно-деятельностные и предметные результаты. В разделе «Системно-деятельностные результаты» описывается, что данный аспект отражается в «умении ученика анализировать, обрабатывать, синтезировать и использовать научную информацию». К сожалению, не даны концепция, технология, критерии, механизм, инструменты оценивания. Фактически это просто благое желание или констатация желаемого. 

       Оценка играет ключевую роль в формировании понимания того, дает ли система образования желаемые результаты для учащихся, экономики и общества в целом. Без эффективного оценивания невозможно узнать, получают ли учащиеся необходимые знания и навыки,  правильным ли путем идут реформы.

       Смысл оценивания заключается не в выставлении баллов, а в оценке достижения планируемых результатов обучения. К сожалению, педагогическая общественность больше обсуждает баллы, нежели критерии оценивания. С позиций мирового сообщества значимость образования определяется готовностью учеников применять знания, обладать коммуникативными, технологическими и поведенческими навыками.

       Поэтому  пересмотр  стандарта среднего образования и системы оценивания неотлагательное требование времени.  

     Школа должна способствовать формированию инновационного поведения человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и быть востребованным в жизни.

            Спасибо за внимание!


Просмотров: 4064
Опубликован: 23 Августа