Выступления

«Особенности новой системы конкурсного отбора учащихся в 7 классы Назарбаев Интеллектуальных школ»


Жамиля Есанова, заместитель

директора Центра педагогических

 измерений АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы».

Внедрение нового содержания образования и обучения предъявляет более высокие требования к претендентам на обучение в Интеллектуальных школах.

В этих целях мы проанализировали действующую систему отбора в сопоставлении с международным опытом стран  США, Великобритании, Австралии, Нидерландов.

Совместно со стратегическими партнерами – Институтом педагогических измерений Сито (Нидерланды) и Центром талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса СТУ (США) была разработана новая система конкурсного отбора учащихся в 7 классы Интеллектуальных школ.

Если рассматривать особенности новой системы в сравнении с действующей, то их несколько.

 Во-первых, это этапы проведения конкурсного отбора.

В нынешней системе отбор проводится:

в два этапа и в обоих этапах проводится предметное оценивание;

в обоих этапах повторяется ряд  предметов;

и немаловажный факт – низкая эффективность первого этапа. По результатам предыдущих проведенных отборов после первого этапа проходят на второй более 80% тестируемых. Тогда как по мнению международных экспертов, при эффективной системе отбора уже на первом этапе  должно отсеяться около 50% участников. Хотя для проведения первого этапа используется значительное количество ресурсов (финансовых и человеческих).       

В  зарубежных странах  такой конкурс проводится в один  этап. Если используется  двухэтапная система, то предметы не повторяются и цели каждого этапа отличаются.

Особенностью новой системы в данном направлении является то, что тестирование проводится в течение 2-х дней:

- в первый день -  предметный тест (это математика, казахский, русский, английский языки),

- во-второй день – тест на определение способностей тестируемого, который состоит из двух разделов «Количественные характеристики» и «Пространственное мышление».

Предметы не повторяются.

Все претенденты сдают как первый тест, так и  второй, т.е. отсутствует деление на два этапа.

Во-вторых, меняется содержание самого теста. Это важная особенность новой системы.

Первое - структура теста. В целом увеличено количество заданий по каждому предмету и соответственно увеличено время тестирования.

Если в действующей системе на каждый предмет отведено по 15 вопросов, то в новой: по математике – 40, по языкам – по 20 вопросов. Это увеличивает надежность самого теста. Количество вопросов по математике в 2 раза больше, чем по языкам, т.к. математика является профильным предметом.

По времени на тест отводится:

- 60 минут для математики – на каждый вопрос по 1,5 минуты в соответствии с возрастной категорией;

- по 40 минут для языков – по 2 минуты на вопрос. Большее время по языкам, чем по математике связано с особенностями самих вопросов (проверка через работу с текстом).

Общее время для предметного тестирования составляет 180 минут.

И надо отметить, что в нынешней системе 90 минут отведено на все предметы, здесь же время фиксировано на каждый предмет по отдельности.

Для теста способностей на 139 вопросов отводится 79 минут. Это время установлено экспериментальным путем и научно обоснованно экспертами CTY.

Второе - формат тестовых заданий.

Если в действующей системе тесты были ориентированы:

- на определение уровня знаний  и только частично на умение их применять,

то в новой – тесты ориентированы на определение:

- уровня знаний,

- умений их применять,

- оценку функциональной грамотности,

- способностей к изучению естественно-математических наук

что очень важно для наших школ.

Изменены сами вопросы, где используются различные жизненные ситуации, диаграммы, графики, рисунки.

Вопросы по языкам направлены на проверку языковых компетенций через работу с текстом, а не через проверку правил грамматики.

Вопросы в тестах «Количественные характеристики» и «Пространственное мышление» ориентированы  на оценку  логики, умений работать с цифрами, способностей мысленно вращать трехмерные объекты, измерение зрительной памяти, что важно для учащихся школ естественно-математического направления.

В-третьих, уникальной особенностью является статистический анализ результатов тестирования.

В действующей системе отбора  применяются сырые баллы, и за каждый правильный ответ присваивается 1 балл, независимо от уровня сложности задания. Сырые баллы по предметам суммируются,  что приводит к не совсем объективному оцениванию уровня подготовленности тестируемого.

В мировой практике для единой интерпретации результатов тестирования осуществляется приравнивание сырых баллов[1], которые считаются на основе статанализа с применением Классической теории тестов и Современной теории тестовых заданий.

Это позволяет:

расчитать трудность и индекс дифференцации каждого тестового задания и

расположить результаты на одну шкалу оценивания.

Каждый предмет имеет собственную шкалу оценивания. Такие баллы по разным предметам можно суммировать. Это дает справедливое и надежное сравнение результатов.

Поэтому в новой системе предлагаем использовать статанализ, который позволит при обработке результатов:

1.       Оценить качество отдельно взятого вопроса;

2.       Вычислить уровень сложности каждого вопроса;

3.       Выявить некачественные вопросы во время обработки результатов,  обеспечивая объективную, надежную оценку работы тестируемого.

Отмечу, что статистическая обработка проводится  не вручную, а через программное обеспечение, т.е. отсутствует влияние человеческого фактора на оценивание.

В-четвертых, меняются минимальные требования для участия в конкурсе на грант и правила присуждения гранта.

Если по действующей системе для участия на грант  необходимо набрать 30 и более % от максимально возможного балла по каждому предмету, то по новой системе  необходимо будет набрать по математике 35 и более %, по тестам «Количественные характеристики» - 40 и более %.

Минимальные баллы установлены с учетом результатов апробационных исследований на базе Назарбаев Интеллектуальных школ и организаций среднего образования республики и согласованы с экспертами стратегических партнеров. 


Просмотров: 9188
Опубликован: 17 Апреля