Письма мастера дзен

Повышение квалификации

ТРАНСЛЯЦИЯ ОПЫТА: КУРСЫ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ


 
 

Одним из приоритетных стратегических направлений деятельности АОО «Назарбаев Интеллектуальные школы» является трансляция накопленного опыта Интеллектуальных школ в систему образования страны. 

Трансляция опыта Интеллектуальных школ осуществляется через организацию повышения квалификации педагогических работников страны, обучение студентов педагогических вузов, онлайн уроки и семинары для учащихся и учителей общеобразовательных школ, организацию и проведение ежегодной международной конференции, обучающих семинаров по изучению и внедрению инновационных подходов и международных практик, мастер-классов по интерактивным и активным методам и приемам обучения на уроке.

Большая подготовительная работа проводится по подготовке к  пилотному внедрению обновленного содержания среднего образования и проекта нового ГОС НО в 30-ти общеобразовательных школах.

В целом, работа ведется по трем направлениям:

1)       повышение квалификации и обучение учителей;

2)       обмен передовым педагогическим опытом;

3)       обновление содержания среднего образования.

1.     ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ

Понимая ключевую роль учителя в обновлении содержания школьного образования, в отчетный период проводилась масштабная работа по повышению квалификации педагогических работников страны.

Повышение квалификации проводится на базе Центра педагогического мастерства (далее - ЦПМ) по:

1)       Уровневым программам повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан, разработанным АОО совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (далее - уровневые программы);

2)       Программе повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан, разработанной АОО совместно с Факультетом образования Кембриджского университета (далее - программа руководителей);

3)       Программе повышения квалификации сотрудников Министерства образования и науки Республики Казахстан и его подведомственных организаций в рамках обновления содержания среднего образования;

4)        Программе повышения квалификации учителей по развитию функциональной грамотности школьников в рамках проведения Международного исследования PISA;

5)       Программе дополнительного профессионального образования для студентов выпускного курса педагогических специальностей и профессорско-преподавательского состава вузов;

6)       Программе повышения квалификации педагогических кадров Назарбаев

Интеллектуальных школ «Управление конфликтами и стрессами в школе».

По уровневым программам повышения квалификации педагогических  кадров прошли обучение  5104 учителя общеобразовательных школ страны. Дополнительно подготовлено 400 тренеров (по третьему (базовому) уровню – 180, второму (основному) – 149  и первому (продвинутому) – 71). 

 По программам третьего, второго и первого уровней обучались 40 учителей Республиканской специализированной физико-математической средней школы-интерната  им. О. Жаутыкова.

Электронные версии учебно-методических материалов к уровневым программам и программе руководителей школ публикуются на образовательном портале сайта ЦПМ для свободного доступа слушателей курсов.

      На курсах повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций Республики Казахстан из запланированных 1248 руководителей школ: обучились 583 руководителя общеобразовательных организаций, 665 человек продолжают обучение.  

     

      В рамках обновления содержания среднего образования разработаны программа и учебные материалы для повышения квалификации     сотрудников Министерства образования и науки РК и его подведомственных организаций,  которая направлена на ознакомление руководителей центральных органов управления образования страны с передовыми тенденциями развития современного образования в мире, лучшим опытом и практиками для содействия в принятии ими эффективных управленческих решений по вопросам обновления содержания среднего образования в Казахстане. Всего обучено 302 сотрудника.

Курсы обучения тренеров по программе повышения квалификации учителей по развитию функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA

Разработаны программы для обучения тренеров и повышения квалификации учителей по развитию функциональной грамотности школьников в рамках проведения международного исследования PISA. Всего в ЦПМ обучено 115 тренеров из числа сотрудников АОО, ЦПМ, АО «Национальный Центр повышения квалификации «Өрлеу» (далее - АО «НЦПК «Өрлеу»).

Обучение учителей общеобразовательных школ страны с целью подготовки к участию в международном исследовании PISA-2015  осуществляется тренерами АО «НЦПК «Өрлеу».  

Курсы обучения студентов выпускного курса педагогических специальностей вузов по программе дополнительного профессионального образования

  В рамках оказания методической и консультационной помощи Вузам РК, осуществляющим подготовку педагогических кадров, разработаны 3 программы:  дополнительного профессионального образования для студентов выпускных курсов вузов РК, осуществляющие подготовку педагогических кадров; повышения квалификации профессорско-преподавательского состава вузов (специальный курс), разработанная на основе уровневых программ; дополнительного профессионального образования для студентов 4 курса вузов РК, осуществляющих подготовку педагогических кадров. За отчетный период проведено обучение в объеме 160 академических часов (аудиторное обучение) для 25 слушателей выпускников педагогических специальностей Кызылординского государственного университета имени Коркыт Ата.

В рамках курсов по Программе повышения квалификации педагогических кадров Республики Казахстан на тему «Управление конфликтами и стрессами в условиях педагогического процесса школы» обучено 32 педагогических работника.

Посткурсовая поддержка педагогических работников

         В процессе повышения квалификации большую роль играет посткурсовая поддержка педагогических работников, направленная на:

·     создание единого информационного пространства сетевого взаимодействия учителей и коллективов организаций образования;

·     дальнейшее усовершенствование знаний и навыков учителей и активизацию их деятельности по улучшению школьной практики;

·     гибкое реагирование на проблемы учителей и новые потребности казахстанской школы;

·     организацию и проведение посткурсового мониторинга результативности внедрения ключевых идей программ в школьную практику в целях достижения успешности обучения и конкурентоспособности учеников казахстанских школ.

Для этой цели используются методическая библиотека ЦПМ, образовательный портал, электронная методическая копилка ЦПМ, сетевое сообщество, блоги, форумы, вебинары, семинары, круглые столы и конференции.

Для оказания посткурсовой поддержки учителям посещено 804 школы, 1001 урок у 2210 учителей, проведено 157 тематических семинаров для учителей, обучившихся по уровневым программам, 77 обучающих семинаров для руководителей школ.

Наставничество

В 2014 году услуги наставничества впервые оказывались тренерам филиалов АО «НЦПК «Өрлеу» в 10 городах страны. Всего оказаны услуги наставничества в рамках уровневых программ 132 тренерам ЦПМ и АО «НЦПК «Өрлеу». Также в рамках курсов повышения квалификации по программе для руководителей 6 пар наставников оказали услуги наставничества 16 тренерам ЦПМ в гг. Астана, Алматы.

Все директора, прошедшие обучение по программе руководителей, делились опытом на пленарных и секционных заседаниях Республиканского Августовского совещания работников образования.

88% из числа исследуемых школ (объем выборки - 674 школы) демонстрируют повышение показателей по ЕНТ.

Начата разработка программ повышения квалификации педагогических работников в рамках обновления содержания среднего образования по 15-ти направлениям: программа повышения квалификации учителей начальных классов с казахским и русским языками обучения в условиях обновления содержания среднего образования, для учителей предметников начальной школы; по предмету «Казахский язык» (L1): 5-11 классы, «Русский язык» (L1): 5-11 классы; «Казахский язык» (L2): 1-11 классы, «Русский язык» (L2): 1-11 классы; «Английский язык»: 1-11 классы; учителей языковых предметов по внедрению критериального оценивания в школах; учителей информатики в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан; по предмету «Информатика» и «ИКТ» по внедрению критериального оценивания; учителей естественно-математического цикла по организации проектной деятельности учащихся   (6-9 классы); учителей естественно-математического цикла по предмету «Проектная деятельность» по внедрению критериального оценивания (6-9 классы); по предмету «Глобальные перспективы и проектная деятельность» (10-11 классы); по  предмету «Глобальные перспективы и проектная деятельность» по внедрению критериального оценивания (10-11 классы); и для заместителей директоров школ по воспитательной работе в рамках обновления содержания среднего образования Республики Казахстан.

2.     ОБМЕН ПЕРЕДОВЫМ ПЕДАГОГИЧЕСКИМ ОПЫТОМ

С целью распространения передового педагогического опыта в отчетный период проведена работа по следующим направлениям:

·     Издание информационно-методического журнала «Педагогический диалог»;

·     Издание методической литературы;

·     Мастер-классы;

·     Электронная методическая копилка;

·     Видеофильмы о ходе реализации программ повышения квалификации;

·     Взаимодействие со средствами массовой информации;

·     Поддержка сетевого сообщества;

·     Онлайн уроки и семинары;

·     Международная конференция.

ЦПМ при сотрудничестве с Факультетом образования Кембриджского университета издается информационно-методический журнал «ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ДИАЛОГ» на казахском, русском и английском языках, зарегистрированный 28 июня 2013 года в Международном центре по регистрации сериальных изданий ISSN (ЮНЕСКО, г. Париж, Франция) с присвоением ему международного номера (ISSN 2308 – 7668).

Всего в 2014 году издано 4 номера журнала, которые посвящены актуальным вопросам обновления содержания среднего образования, методике преподавания и педагогики тиражом 8 тысяч экземпляров:

№1. Тема: «Развитие критического мышления»;

№2. Тема: «Оценивание для обучения и оценивание обучения»;

№3. Тема: «Лидерство и управление в образовании»;

№4. Посвящен итогам работы VI Международной научно-практической конференции АОО «Образовательная политика, практика и исследование». 

В качестве методической ресурсной поддержки в рамках «Методической библиотеки Центра педагогического мастерства» изданы 54 методических пособия по следующим направлениям: 

1.       Международный опыт;

2.       Теоретико-методологические основы реализации модулей уровневых программ;

3.       Практические руководства для реализации уровневых программ повышения квалификации;

4.       Практические руководства для реализации Программы повышения квалификации руководителей общеобразовательных организаций образования республики;

5.       Мастер-классы;

6.      Мониторинговые исследования;

7.      Сборники эссе слушателей курсов;

8.      Материалы курсов повышения квалификации.

Филиалы ЦПМ на регулярной основе проводят мастер-классы в поддержку уровневых курсов. В 2014 году проведено более 200 мастер-классов по направлениям «Система критериального оценивания», «Развитие критического мышления», «Работа с одаренными учащимися», «Новые методы преподавания», «Применение ИКТ в обучении» и другие.

На сайте ЦПМ регулярно пополняется электронная методическая копилка http://www.cpm.kz, содержащая лучшие методические разработки уроков учителей Интеллектуальных школ и учителей, прошедших обучение в рамках уровневых курсов.

Разработки охватывают учебные предметы гуманитарного (язык и литература, история, психология, искусство, познание мира и др.) и математического циклов, естественнонаучные дисциплины (химия, физика, биология). Всего размещено 194 разработки, которые структурированы на сайте ЦПМ по предметам и общедоступны для всех учителей страны.

Для освещения процесса модернизации системы повышения квалификации среди педагогической общественности страны организовано хорошее взаимодействие со средствами массовой информации, публикуются статьи на казахском и русском языках в региональных и республиканских средствах массовой информации.

По результатам проведенного медиа-статистического анализа установлено, что опубликована 341 статья, в том числе 7 в республиканских средствах массовой информации и 334 статьи в региональных СМИ.

Для поддержки сетевого сообщества слушателей курсов повышения квалификации и эффективной реализации курсов повышения квалификации полностью модернизирован и обновлен сайт.

Дополнительно в помощь слушателям курсов создан электронный глоссарий понятий и категорий уровневых программ и программы  руководителей. Глоссарий доступен на казахском, русском и английском языках.

В сентябре 2014 года ЦПМ совместно с компанией Майкрософт Казахстан провел первый вебинар для тренеров с целью повышения ИКТ-грамотности тренерского состава. Они ознакомлены с бесплатным онлайн курсом компании Майкрософт «Обучение с помощью технологий». 

Общее количество зарегистрированных пользователей портала в 2014 году составило – 39 000, посещений – 331 077. Изданы  4 номера, 8 000 экземпляров информационно-методического журнала «Педагогический диалог» на казахском, русском и английском языках,

 Издано 54 методических пособия в качестве методической ресурсной поддержки библиотеки ЦПМ,

194 разработки для учителей пополнили  электронную методическую копилку, созданы 2 видеофильма (5 видеороликов).

В 2013-2014 учебном году проведено 480 онлайн уроков.  Содержание онлайн уроков направлено на расширение и углубление знаний, умений и навыков учащихся по математике, физике, химии, биологии, английскому языку и информатике для учащихся основной и старшей школы.

Трансляция онлайн уроков осуществляется через портал МОН РК ELP (elp.kz) на базе программного обеспечения Eluminate Live.

Вместе с тем, онлайн уроки транслируются в режиме реального времени на сайте (1.sabak.kz).   Материалы онлайн уроков размещены на сайте АОО.

Учебные видеоролики и видеофильмы, созданные учителями, размещаются на канале NIS for You портала youtube.com.

Содержание онлайн семинаров направлено на обучение учителей общеобразовательных школ критериальной системе оценивания, проводятся учителями Интеллектуальных школ 1 раз в неделю по предметам: математика, физика, информатика, химия, биология, введение в науку, казахский язык, русский язык, английский язык, глобальные перспективы и проектная работа, искусство.

Проведено 48 онлайн семинаров. Все материалы уроков и семинаров (видеофрагменты, опыты, презентации) размещены на портале, учителя школ РК имеют возможность в онлайн режиме  получать методическую и консультационную поддержку учителей Интеллектуальных школ.

В октябре 2014 года в целях широкого обсуждения вопросов обновления содержания среднего образования, внедрения трехъязычия в образовательную практику, сотрудничества учителей, нового видения школы 21 века, разработки учебных материалов, международной аккредитации школ, оценки функциональной грамотности учащихся в исследовании PISA  организована Международная научно-практическая конференция «Образовательная политика, практика и исследование».

В международной конференции приняли участие более 500 человек из Казахстана, Франции, Армении, США, Великобритании, Нидерландов, Японии и России. В их числе стратегические партнеры Назарбаев Интеллектуальных школ - Назарбаев Университет, Кембриджский университет, Международный экзаменационный совет Кембриджа, Институт педагогических измерений Cito, Центр талантливой молодежи университета Джонса Хопкинса CTY, Международный Бакалавриат.

 
 
 
 

Просмотров: 27908