Письма мастера дзен

Воспитательная работа

Школьные сообщества


Школьные сообщества «Шаңырақ»

 Для развития самостоятельности, организаторских навыков, лидерских качеств учащихся созданы школьные сообщества «Шаңырақ» как форма ученического самоуправления.

Цель – формирование общественно значимых ценностей, развитие активности, шефство старших над младшими, лидерских качеств, совместное выполнение социальных проектов и практик, обучение здоровой конкуренции, межвозрастное уважение и общение, помощь и забота друг о друге, вовлечение учащихся в общественно полезные дела.

В «Шаңырақ» объединяются два разновозрастных класса с разными языками обучения. В течение года в целях усиления патриотического воспитания, формирования чувства любви к родине, эстетического воспитания, культивирования здорового образа жизни, формирования навыков командной работы между сообществами организуются различные состязания и соревнования (интеллектуальные, культурные и спортивные), за участие и победу в которых им присуждаются баллы, накапливающиеся в течение года. Вместе с тем учитываются успеваемость учащихся, поведение и дисциплина, оказание помощи взрослым и друг другу, участие в социальных проектах и практиках.

В конце учебного года сообществу «Шаңырақ», набравшему максимальное количество баллов присуждается “Кубок Өркен” и поездка в исследовательскую и краеведческую экспедицию «Туған елге тағзым».

Исследовательские и краеведческие экспедиции

«Туған елге тағзым» 

Это летний проект. Участники экспедиции заранее разрабатывают маршрут исследования по своему региону, затем обмениваются: идет ознакомление, уточнение и  подготовка тем исследований. Объектами исследований являются история, экология, флора, фауна, индустрия, этнография и культура региона. На самой экспедиции учащиеся проводят наблюдения, ведут интервью со специалистами и старожилами, опросы населения, проводят заборы природных материалов, делают записи голосов птиц, знакомятся с редкими архивными материалами и т.д. для расширения темы своего исследования.

Экспедиции организованы по двум направлениям: познавательные и научно-исследовательские. За 3 года учащиеся Интеллектуальных школ в рамках данной экспедиции посетили               322 исторических, географических, индустриально-культурных объектов, из них 50 - государственные музеи; 153  - государственно- важные исторические объекты; 15 - культурные памятники Казахстана в списке государственной программы "Культурное наследие"; 3 - историко-культурные памятники Казахстана в списке ЮНЕСКО; 10 ВУЗов; 28 научно-исследовательских лабораторий;  20 индустриальных объектов; 15 библиотек; 10 областных архивов.

«100 книг, которые должен прочитать учащийся Интеллектуальной школы» 

         Лидер Нации Н. Назарбаев в Послании народу Казахстана «Стратегия «Казахстан-2050»: новый политический курс состоявшегося государства» отметил, «чтобы стать развитым конкурентоспособным государством, мы должны стать высокообразованной нацией. В современном мире простой поголовной грамотности уже явно недостаточно. Необходимо уделять большое внимание функциональной грамотности наших детей, в целом всего подрастающего поколения. Это важно, чтобы наши дети были адаптированы к современной жизни».

В целях поддержки трехъязычного обучения, изучения истории, культуры своего народа и воспитания толерантности к другой культуре через чтение литературы на казахском, русском, английском языках, разработан проект «100 книг» рекомендованных для чтения учащимся Назарбаев Интеллектуальных школ».   

       Сформирован список книг (60% - казахстанская литература, 40%- российская и мировая литература), совместно с методическими объединениями школ, разработчиками программ и специалистами Центра образовательных программ.

         Список литературы отобраны по следующим критериям:

- лучшая классическая литература разных жанров, отвечающая  интересам и возрасту современных учащихся (проза, поэзия, романтическая и детская литература, фантастика, детективы, исторические и автобиографические произведения);

- в предлагаемых произведениях основной идеей  должна являться тема конструктивного патриотизма, что позволит учащемуся знать, думать, размышлять о стране и мире; быть эмоционально привязанным и переживать за свой народ, служить своему народу и вносить вклад в улучшение жизни общества;

- объем, сложность произведений (понимание, языковые конструкции, осмысление текстов и т.д.) должны соответствовать уровням владениями языковых компетенций.

         В сотрудничестве с КазНУ имени Аль-Фараби, на базе звукозаписывающей студии «Аль-Фараби» были записаны аудио хрестоматии учащимися Интеллектуальных школ. Первая коллекция аудио хрестоматии в рамках данного проекта были переданы в подарок общеобразовательной школ для использовании во внеурочных работах школ.

         А также учащиеся создали электронные книги с помощью программы «iBooks Author»,  готовят свои рисунки и иллюстрации по произведениям, которые они прочли.

Клуб «Wikipedia»

          «Wikipedia» является единственным некоммерческим Интернет-ресурсом, входящим в первую десятку мировых интернет-брендов. Это первый интеллектуальный проект, показавший мощь всемирной сети как социальной платформы. В настоящее время «Wikipedia» работает на 287 языках и содержит более 28 миллионов статей. Более 4 миллионов публикаций издано на английском языке.

          Во всех Интеллектуальных школах созданы и работают клубы «Wikipedia». Проект направлен на развитие навыков у учащихся поиска информации, перевода, написания, редактирования статей в соответствии с принципами академической честности и ответственности на трех языках. Ученики создают персональную страницу на сайте «Wikipedia», пишут статьи, которые редактируют в казахстанском сегменте «Wikipedia» на казахском, русском и английском языках. По данному проекту написано около 5000 тысяч статей в онлайн энциклопедии Wikipedia на казахском, русском и английском языках. На данный момент обладателями номинации «Алтын калам» в Казахстане являются 8 человек, из них                    2-е учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ – Аудеков Габдулгани и Сабит Алинур. Учащиеся и педагоги Назарбаев Интеллектуальных школ прошедших модерацию (написавшие больше 100 статей с употреблением 200 сложных слов) и получивших приглашение от Wikimedia Foundation два года подряд принимают участие в работе ежегодной международной конференции «Wikimania,  «Wikimania-2014». Глобальная  wiki-конференция, объединяет более 1 тысячи ученых-экспертов и энтузиастов проекта «Wikipedia» более чем из 100 стран.

 Клуб «TEDх NIS» в формате «идея, достойная распространения»

          В Интеллектуальных школах созданы 15 клубов «TEDx NIS» для развития навыков научных исследований, партнерских отношений и умения работать в команде, ораторского искусства, формирования уважительного отношения к различным взглядам и мнениям. В рамках проекта предполагается просмотр, обсуждение лекций известных общественных деятелей, ученых и изобретателей с мировым именем на трех языках. Наш ученик определяет тему своей идеи, исследует ее, готовит и креативно презентует ее в формате видео лекций. Видео лекции проходят несколько уровней модерации, осуществляется голосование, после чего выбираются наиболее интересные идеи. Победители участвуют в ежегодных конференциях сообщества.

          В ходе подготовки докладов в формате «TED» ученики обретают основы научного исследования, ораторского искусства, уважительному отношению к различным взглядам, развивают партнерские отношения и умение работать в команде, развивают способности концентрироваться на сути решаемых проблем и отстаивать новые идеи. Во всех ученических клубах «TEDх NIS» участвуют 450 учащихся.

Программа «Служение обществу»

Программа представляет волонтёрскую практику на постоянной основе и адресно. Для формирования гражданской ответственности чувства патриотизма, нравственных качеств, социальных навыков предусматривается вовлечение учащихся в социальные проекты и практики. Это позволит учащимся выйти за рамки классной работы, ознакомиться с социальными проблемами общества и внести весомый вклад в их разрешение. Учащиеся должны будут посвятить не менее 10 часов в год служению обществу.

Частой практикой школ являются также  благотворительные акции «fundraising» (фандрайзинг). К примеру, в Интеллектуальной школе г.Тараз была проведена ярмарка картин, скульптур, изделий из кожи, бумаги, приготовленных на уроках предмета «Искусство» и кружковых секциях.

На центральной площади была проведена акция в поддержку малообеспеченной семье Аугамбаевых, где двое детей являются инвалидами в возрасте 2 и 5 лет с диагнозом ДЦП. Кроме денежных средств, учащиеся, смастерив, вручили тренажер для ходьбы маленькому Бексултану. Старшему Нурсултану ребята оказывают помощь в подготовке к обучению в школе.

Традицией стали  экологические десанты: очистка берегов рек, озер, парков, посадка деревьев и т.д. как в своем городе, так и поездки в рамках исследовательской-краеведческой экспедиции по стране «Туған елге тағзым».

Социальная практика «2 апта ауылда»

        «2 апта ауылда» - сегодня это одна из лучших практик, как оценили наши   ученики. В ней участвовали в 2013году - 556, в 2014 году - в 5 раз больше, 2478 учеников.  Несмотря на  отдалённость аулов  национальные ценности,  уважительная система взаимоотношений между тремя поколениями, проживающими вместе в одной семье,  бережно передающиеся в наших глубинках, мотивируют участников практики  размышлять над тем,  как  они могут  заботиться о людях,  искать и  гордиться  поколениями предков.  Об этом свидетельствуют отзывы детей по приезду из аулов.

Социальная практика «10 дней на предприятии родителей»

Для привития трудолюбия, уважения к труду и лучшего представления о той или иной работе при выборе собственной профессии в будущем, внедрена социальная практика «10 дней на работе у родителя». Особенность заключается в том, что у учащихся, находящихся на практике, рождаются рационализаторские идеи, ощутимо повышающие КПД работников предприятия.  За весь период приняли участие 2848 учащихся Интеллектуальных школ (летом 2014 года – 2365 учащихся).

Сетевая акция «Возьми ребенка на работу»

Впервые проведенная однодневная сетевая акция «Возьми ребенка на работу»  повысила рейтинг своих родителей  в глазах учащихся 7-8 классов: «Я никогда не думал, какой профессионал мой отец. Как его уважают и ценят в мебельном цехе, где он работает. Как прислушиваются к его советам клиенты и молодые коллеги. Он честно работает, с уважением относится к людям, даже если у них непростые характеры.  Главное, что я извлек из этого дня - нужно хорошо и честно работать, тогда  будет благополучие и в семье и стране, так написал ученик 7класса.

Предприятия, где работают родители и родственники  посетили более  3000 учащихся, 235  прошли эту практику на базе Интеллектуальных школ, 500 - на производстве  своего города. Кроме того, для учащихся разработана интеллектуальная игра «Кәсіпкерлік» и интерактивная игра «Репортаж с места событий». Традиционными становятся сетевые форумы учащихся: «Справедливая школа», «Я - часть Казахстана», «Я учусь в Интеллектуальной школе», а также социальные акции «Bookcrossing от Назарбаев Интеллектуальных школ» для сельских общеобразовательных школ. Впервые среди 15 Интеллектуальных школ организованы сетевые спортивные и творческие мероприятия.

 Сетевые мероприятия: «Арт-фестиваль», «Спартакиада»

Сетевой Арт-фестиваль, целью которой является формирование ценностных ориентиров и развитие социально-нравственных качеств личности учащихся Назарбаев Интеллектуальных школ посредством развития их творческих способностей.  В рамках Сетевого Арт-фестиваля учащиеся продемонстрировали  историческое развитие Казахстана через драматические постановки мюзиклов, творениями искусства и новаторствами в сценографии. 

В общем, сетевой Арт-фестиваль объединил свыше 600 учащихся и 100 преподавателей   из 15 Интеллектуальных школ со всех регионов Казахстана.  Благодаря креативности и навыкам учащихся,  зрителям представлены следующие мюзиклы: «Абылайдың аманаты», «Сыр – Алаштың анасы», «Бабалар мұрасы – болашақ мұраты», «Алдар көсе», «Бабалар есімі мәңгі есте сақталады»,  «Қыз Жібек», «Адаспаңдар!», «Перо птицы Самрук», «Шығыс – өнердің өлкесі», «Орал тарих толқынында» , «Желсіз түнде жарық ай...», «Жаса, жайна, Қазақстан!», «Ердің ері - Қобыланды», «Атамекен», «Жаңа әлемдегі Қазақстан», которые оценивала независимая группа членов жюри.

Сценические постановки в жанре мюзикл, фотографий, артфото, сделанные учащимися во время краеведческо-исследовательской экспедиции «Туған елге тағзым», в социальных проектах и практике «10 дней на работе у родителя», «2 недели в ауле», и социальные ролики на тему «Служение обществу», «Лучшая живопись, графика» с использованием художественных произведений по проекту «100 книг, рекомендованных для чтения учащимся Интеллектуальных школ», «Лучшая поделка», выполненная учащимися с учетом традиций национальных ремесел, представленные в рамках сетевого Арт фестиваля, в целом,  являются результатом целостной воспитательной работы, проводимые   Интеллектуальными школами.

Через драму и мюзикл учащиеся получают важные социальные навыки, такие как понимание целостности  эмоций, мотивации к обучению, развитие творческого и критического мышления, методы формирования социальных отношений и сопереживания другим,  усиление профессионального имиджа посредством создания  постановок и  образов,  развитие самовыражения, налаживанию дружелюбных отношений среди учащихся Интеллектуальных школ.

Региональная Спартакиада NIS по командным видам спорта: мини-футболу, волейболу, шахматам способствовала укреплению дружественных связей между учащимися Назарбаев Интеллектуальных школ, в будущем привлечет всех школьников к постоянным занятиям физической культурой для здорового образа жизни.

Новый проект - «Қазақ әндері»

Цель проекта «Қазақ әндері»:

образовательная – совершенствование понимания и практики  казахского языка учащимися;

воспитательная – развитие казахстанского патриотизма через национальную музыку и национальные традиции;

развивающая – формирование у учащихся музыкальной культуры и духовно-нравственного развития.

Перечень 100 песен на казахском языке формирует национальные, семейные, общечеловеческие ценности.

          Для реализация проекта проводятся общешкольные мероприятия в рамках школьных сообществ «Шаңырақ», где учащиеся двух классов могут исполнять песни, что требует понимание содержания песни и совместной подготовки, проводятся конкурсы и состязания по данному проекту.

Летняя школа и элективные курсы

Летняя школа и элективные курсы проводятся для создания  эмоционально привлекательного досуга учащихся, включая в программу летней школы академическую часть, развитие творческих, исследовательских, языковых навыков учащихся, а также укрепление здоровья учащихся.

Летом 2014 года приняли участие 5245 учащихся Интеллектуальных школ и 880 учащихся 7-8 классов из общеобразовательных школ.


Просмотров: 3160